Деньги на земельную реформу из госбюджета — на ветер

Постановлением Верховного Совета Украинской ССР «О земельной реформе» от 18.12.1990 г. N 563-ХII все земли Украины были провозглашены объектом земельной реформы.

Украинская земельная реформа — наимасштабнейшая за всю историю Европы. Это многофункциональный процесс, и он имеет много аспектов. Во-первых, это политико-экономическое значение реформы. Лишь заботливый хозяин рационально использует землю и бережет ее с целью передачи в наследство, что отвечает жизненным интересам всего украинского народа. Во-вторых, что не менее важно, земельная реформа — большой акт социальной справедливости. Земля стала собственностью тех, кто на ней работает. В настоящее время наиболее актуальный вопрос, который возникает при проведении земельной реформы, — это обеспечение граждан Украины земельными участками и особое внимание здесь стоит уделить наиболее незащищенным слоям населения: пенсионерам, инвалидам, ветеранам Великой Отечественной войны…

В соответствии с Постановлениями Верховного Совета Украинской ССР «О земельной реформе» и «Об ускорении земельной реформы и приватизации земли» сельским и городским советам народных депутатов было поручено до 15 марта 1991 года провести инвентаризацию земель всех категорий; с учетом потребностей в земельных участках граждан, предприятий, учреждений и организаций предстояло разработать предложения о перераспределении земли в установленном законом порядке и рассмотреть их на заседании постоянных депутатских комиссий и сессиях совета народных депутатов; до 1 января 1992 года определить потребность жителей городов и сел городского типа в земельных участках для индивидуального жилищного строительства, садоводства и огородничества и направить предложения по этому вопросу в областные государственные администрации для разработки схем размещения участков для указанных потребностей, учитывая резервные территории городов и сел.

Проведение по Севастополю сплошной земельно-кадастровой инвентаризации позволило бы выявить земельные участки, которые используются не по целевому назначению или вообще не используются, а также свободные участки с целью их предоставления гражданам, нуждающимся в площадях для строительства и обслуживания жилого дома, садоводства и т.д.

Решением Севастопольского городского совета от 30.01.2002 г. N 1066 была утверждена разработанная городским главным управлением земельных ресурсов во исполнение Указа Президента Украины от 30.05.01 г. «Об основных направлениях земельной реформы в Украине на 2001-2005 гг.», постановления КМУ от 26.09.01 г. N 446-р «Об утверждении мероприятий по реализации основных направлений земельной реформы в Украине на 2001-2005 гг.», а также Земельного кодекса Украины Программа первоочередных мероприятий по обеспечению реализации положений Земельного кодекса Украины на 2001-2005 гг. на территории г. Севастополя.

Во исполнение пп. 11-13 Программы городским главным управлением земельных ресурсов в 2002-2004 гг. за счет средств государственного бюджета было обеспечено проведение работ по сплошной земельно-кадастровой инвентаризации и разработки проектов раздела территорий жилых кварталов и микрорайонов; ГП «Севастопольский геодезический центр» за счет госбюджета выполнило работы по сплошной земельно-кадастровой инвентаризации (I этап, Ленинский район — 1102,439 га). Материалы были направлены в городской совет, но до настоящего времени не утверждены. В 2002-2003 годах ЗАО «Крымниопроект» разработан проект раздела территории этой части Ленинского района по материалам сплошной земельно-кадастровой инвентаризации. В 2003 году материалы направлены в Севастопольский городской совет, до настоящего времени не утверждены. Во исполнение поручения Президента Украины и постановления КМУ о демилитаризации Балаклавы в 2003 году за счет средств государственного бюджета в сумме 150 тыс. грн проведена работа по инвентаризации земель в зоне Балаклавской бухты. Общая площадь зоны инвентаризации составила 150,65 га. Материалы направлены в городской совет, и до настоящего времени не утверждены.

Таким образом, только за 2003-2004 годы за счет средств государственного бюджета Севастопольским городским главным управлением земельных ресурсов было организовано выполнение для города предусмотренных Программой и постановлением вышестоящих органов проектных и землеустроительых работ на общую сумму свыше 950 тыс. грн. В то же время Севастопольским городским советом не решаются вопросы по обеспечению финансирования работ, включенных в Программу первоочередных мероприятий по решению горсовета от 30.01.2002 года N 1066. В связи с систематическим отсутствием финансирования из городского бюджета в 2002-2004 гг. и отсутствием контроля со стороны профильной постоянной комиссии горсовета выполнение указанной Программы фактически сорвано, в связи с чем отсутствуют средства на проведение дальнейшей земельно-кадастровой инвентаризации, что препятствует выявлению свободных земельных участков и перераспределению их между гражданами в целях обеспечения их конституционного права.

В Севастопольское городское главное управление земельных ресурсов неоднократно поступают жалобы граждан о том, что городской совет и районные советы затягивают рассмотрение вопросов о предоставлении земельных участков или необоснованно отказывают в их предоставлении. Учитывая актуальность земельного вопроса и работу правительства на прозрачность в работе органов исполнительной власти и местного самоуправления, Севастопольское городское главное управление земельных ресурсов предлагает соответствующим советам принимать решения по земельным вопросам путем открытого голосования и публично освещать их в средствах массовой информации, чтобы каждый избиратель мог видеть работу депутата своего округа.

Только совместная плодотворная работа всех органов власти позволит в наиболее короткие сроки завершить проведение земельной реформы и помочь наиболее незащищенным слоям населения реализовать их конституционное право на приобретение земельного участка.

М. ПЕТРЕНКО, начальник главного управления земельных ресурсов.

Глас народа

Какие у вас проблемы с земельным участком?

Дина ИВАНОВА, первый заместитель начальника госуправления экологии и природных ресурсов:

— По распоряжению Президента началась комплексная проверка по реализации государственной политики в сфере регулирования земельных отношений. Созданы рабочие группы в городе и в районах, в состав которых входят и специалисты госуправления экологии и природных ресурсов. Цель — необходимость обобщения информации о состоянии землепользования, соблюдения требования законодательства об охране земель, эффективности управления земельными ресурсами. Требуется разработать предложения по улучшению ситуации. Работа проводится как в Автономной Республике Крым, так и в Севастополе.

Александр ПРИМАЛЕННЫЙ, кандидат географических наук:

— Земля должна стать сертифицированным, доступным по информации товаром. Необходимо создание цивилизованного рынка земли. В таком случае покупатель будет знать: где находится участок, какой он, кто соседи и, конечно же, цену. Земля должна продаваться на торгах по научно обоснованной цене. Причем покупателям нужно предоставить реальные планы застройки, использования участка. Чтобы земля не пустовала, не простаивала, а в дальнейшем приносила гарантированный доход покупателю. Значит, не только цена должна фигурировать, но и выгода проекта. В нашем городе в этом вопросе прозрачности нет. К тому же ужасная волокита. А вопрос должен решаться быстро. Город несет убытки от того, что земля не используется.

Энвер РЕСУЛЬЕВ, представитель крымскотатарского народа при председателе СГГА:

— В принципе мы хотим, чтобы нам, как нормальным гражданам, построили поселок в черте города или пригородной зоне. Сколько помню: добиваемся с 1992 года и ни одного земельного участка в черте города нам не выделено. Был прецедент, когда представителю крымско-татарского народа достался участок в районе Малахова кургана. Это был участок его отца, и достался он ему по решению суда. Где-то полгода назад председатель СГГА согласился на строительство татарского поселка в районе Дергачей. Но до сих пор вопрос не решен. По этой проблеме мы также будем встречаться и говорить с новым председателем СГГА Сергеем Ивановым.

Александр Григорьевич, пенсионер:

— Конечно, существует весьма острая проблема земельных участков. Сегодня взять участок там, где хочется, практически невозможно. Дадут в лучшем случае там, где укажут власти. Затем начинается беготня по инстанциям: и в управление по земельным ресурсам, и к председателю садоводческого товарищества и др. Еще до рассмотрения вопроса горсоветом приходится пройти многочисленные инстанции. Потом горсовет переносит вопрос от сессии к сессии. Практически из множества заявлений на сессии рассматриваются пять-шесть. И это растягивается на года. Нужно ускорять эту процедуру. И, конечно, решение надо принимать открытым голосованием.

А.ЗАГАРДАЕВ, электромеханик:

— Чтобы даже подтвердить право на арендованную, с выданным актом еще в начале 90-х годов землю, у нас необходимо пройти «коридор» с многочисленными визирующими инстанциями. До горсовета пухлая папка доходит минимум через полгода. А дальше никто не гарантирует, что дело будет завершено. Волоките порой нет конца…

Другие статьи этого номера