Именно так был сформулирован первый вопрос, вынесенный на рассмотрение заседания за «круглым столом», которое состоялось в Деловом и культурном центре по инициативе Севастопольской организации СДПУ(о). В содержательном и довольно-таки остром разговоре приняли участие представители различных партий, которые имеют свое членство в Верховной Раде, а также представители общественных организаций и системы образования. О том, что проблема правового закрепления статуса русского языка существует, свидетельствует около двадцати законопроектов, которые находятся в парламенте. И, как это уже было, вопрос русского языка в Украине заостряется в преддверии то ли президентских, то ли парламентских выборов. Многие политические силы пытаются использовать эту проблему в собственных интересах. В последнее время внимание граждан Украины было приковано к двум законопроектам: В.Медведчука и А.Мороза.Так есть ли проблема? Безусловно, есть. И особенно остра она для Крыма и Севастополя, где проживает преобладающее большинство русского и русскоязычного населения. Выступающие на заседании стремились с разных сторон проанализировать языковую проблему. Возникла горячая дискуссия. Большинство из присутствующих были категорически против утверждения того, что русскоязычных граждан следует отнести к категории национальных меньшинств, и отстаивали равные (государственные, официальные) права для украинского и русского языков. Говорилось о том, что следует тактично подходить к носителям языка в сфере делопроизводства, в нотариальной, судебной сферах, в области культуры и образования, на бытовом уровне. Значительно сократилось число школ и вузов с преподаванием на русском языке. Примеров дискриминации по языковому признаку немало. Упоминались нелицеприятные факты произвола чиновников в ряде регионов, особенно последние случаи в Ивано-Франковской области, где учащимся категорически запрещается говорить в школах (даже на переменах) на русском языке, а заметившим такие случаи рекомендовано сообщать о нарушителях по контактному телефону.
Однако совсем не случайно параллельно с защитой русского языка возникла тема защиты украинского языка. Сообщалось, что на изучение языков и литературы в программе средней школы отводится меньше часов, чем прежде. И в результате овладение и знание молодыми людьми украинского языка явно невысокое. Оно недостаточно еще и потому, что значительно сокращается издание основополагающей, классической литературы, в результате идет обеднение книжного фонда, а книга, как известно, является основным носителем языка. Наряду с литературой идет искажение истории государства, особенно ключевых ее моментов.
За первым вопросом, вынесенным в повестку заседания за «круглым столом», следовал второй: так что же следует предпринять, чтобы изменить ситуацию и прежде всего избежать спекуляций на языковой проблеме? Участники обсуждения сошлись на том, что выход надо искать в рамках конституционного поля государства. Речь шла о внесении изменений в Конституцию Украины и придании русскому языку статуса второго общегосударственного. Ведь после принятия Европейской хартии о языках политикам важно присмотреться к опыту тех государств, где официальными являются несколько языков и это только идет на пользу гражданскому самосознанию и цивилизованному развитию. Хотя, рассуждая реально, надо признать, что для нашей страны это дело далекого будущего. Вместе с тем парламентским фракциям следует настойчивее ставить этот вопрос, причем не только в период предвыборных баталий. Проблема требует своего решения — то ли в результате референдума, то ли путем принятия закона.
Очень важно, говорилось на заседании, призвать всех, и в первую очередь публичных деятелей, не допускать оскорблений и принижения того или иного языка. Важно научиться подавать друг другу руку, особенно после тех событий, которые произошли в стране в последнее время. Всеми усилиями надо формировать гражданское общество, в котором должны действовать законы взаимного уважения, и создавать общественное мнение, способствующее разумному решению всех проблем.
Вот так начавшееся бурно заседание за «круглым столом» в результате долгой дискуссии пришло, как говорится, к консенсусу. Проблема есть, и решать ее надо разумно.