существующих при налоговых и силовых структурах?

— Моё требование: сегодня не должно быть ни единого факта способствования бизнесу фирм

Не зря г-на Киреева называют «человеком Президента». Виктор Андреевич и Александр Иванович начинали совместно трудиться ещё в 1985 году — в Украинской республиканской конторе Госбанка СССР. Позже оба работали в агропромбанке «Украина»: Виктор Ющенко — в качестве первого зампреда правления, Александр Киреев — начальником управления. В 1993 году, возглавив правление Нацбанка, Ющенко «забрал» Киреева к себе в заместители.
В период премьерства Виктора Андреевича г-н Киреев возглавлял Государственное казначейство. Банкиры характеризуют Киреева как весьма «положительного человека», некоторые из них за глаза называют его крепким менеджером-реформатором.
А политические аналитики не вдаются в профессиональные навыки и человеческие качества Киреева, полагая, что должность главы ГНАУ он получил благодаря желанию Президента оставить за собой прямой контроль над столь могучим ведомством. Что сейчас происходит вокруг налоговой? Много интересного.
— Комфортно ли вам в новой должности?

— Пока не до эмоций, как говорится. Я пришёл не для того, чтобы ощущать комфорт или получить какие-то определённые привилегии, связанные с новой должностью. Я пришёл для того, чтобы изменить отношение общества к этой нужной государству службе.

— Ваши впечатления от кадровой ситуации в ГНАУ и системе налоговых органов?

— 90% рядовых сотрудников честно и добросовестно выполняли свою работу. Проблема — в руководителях и трудности — в постановке вопроса. Достаточно некорректными были взаимоотношения. Когда руководитель может позволить себе поборы. И вот сейчас, буквально чуть ли не каждый день, в милицейских сводках сообщения: МВД, СБУ, прокуратура задержали того налогового милиционера, другого. Естественно, в таких случаях мы отказываемся не только от тех людей, которые «попались», но и от тех руководителей, которые не могут их направить в русло корректных отношений с предприятиями, налогоплательщиками.

— Какими соображениями руководствуются, когда проводят замену руководителей ГНАУ в областях и центральном аппарате?

— Ну, во-первых, я бы хотел, чтобы это были финансисты-профессионалы. Второе — это хорошая репутация. Если ты работаешь на госслужбе и получаешь 1000 грн или 1200 грн, а приезжаешь на работу на джипе, сразу возникают репутационные риски и репутационные вопросы: откуда это? И, естественно, от таких государственных служащих, которые не могут объяснить происхождение этого имущества, возникает желание избавиться, какими бы они ни казались чистоплотными в финансовых отношениях.

— Вам помогают подбирать руководителей ГНАУ в областях?

— Большинство руководителей областных ГНАУ уже назначены. Мой подход таков: мы определили, кто будет руководителем областного звена, и ему доверили сбор податей на территории области. Он в свою очередь должен определить, кто будет работать у него в команде. Тогда можно требовать результатов работы с руководителей. Если налоговая администрация будет комплектоваться по решениям какого-то политсовета, то пользы от неё не будет. Хотя, конечно, было очень много обращений. Дескать, мы — администрация, а все администрации создаются по квотам… Я сказал, что «к вашему сожалению, я представляю Президента Ющенко и 95% беспартийного майдана, а потому налоговая администрация не может формироваться, исходя из партийных квот».

— Ваше видение действующего налогового законодательства? Что бы вам хотелось изменить?

— Провести ревизию всех тех налогов, которые сегодня реально не работают, и посмотреть, если там, где есть очень маленькие поступления, но очень дорогое администрирование этих налогов, то просто отказаться от них. И действительно сконцентрировать внимание на фундаментальных поступлениях, фундаментальных видах налогов, таких как налог на прибыль, НДС, акциз, налоги на доходы физических лиц — всём том, что составляет финансовую базу государства. И уже лучше администрировать эти налоги, шлифовать их до такого уровня, чтобы налогоплательщику было выгодно самому честно платить.

— Руководство страны много говорило о незаконном возмещении НДС группе компаний, финансировавших противоборствующую сторону на выборах президента. Заведены ли уголовные дела по таким фактам?

— На мой взгляд, в этих оборотах участвовали в том числе и сотрудники налоговой милиции, которые подписывали реестры к возмещению. Ещё одна схема строилась на судебных решениях. Вот Коростенский суд Житомирской области принимает решение на основании седьмой статьи закона о Чернобыльской зоне и зонах отчуждения — возместить НДС такой-то фирме. Да, действительно, фирмы пользуются льготами. Но если разобраться по сути, льготами может пользоваться только та фирма, которая находится в этой зоне и которая ведёт всё своё хозяйство в этой зоне. Сейчас разобраться в этих делах смогут только новоназначенные руководители (налоговой. — Авт.) милиции, которые, конечно же, будут работать над ними. Сейчас руководители налоговых администраций в регионах получили задание проанализировать, оценить объёмы возмещения НДС. Особенно — уникальных, которые были в октябре, ноябре, декабре 2004 года, потому что они по объёму значительно превышали сумму возмещения НДС данным предприятиям и за предыдущий год, и за предыдущие месяцы. Необходимо посмотреть, что именно происходило и откуда такие объёмы.

— Какие первоочередные, приоритетные задачи вы ставите перед собой на ближайшие два-три месяца?

— Во-первых, это назначение руководителей, потому что остаётся шесть регионов (точнее, Винницкая, Волынская, Киевская, Кировоградская, Николаевская, Черниговская области и город Севастополь. — Авт.), где руководство ещё не заменено. Определение ключевых позиций. Если мы не назначим новых руководителей налоговой милиции, то мы будем иметь тот старый багаж и те неформальные отношения или риск неформальных отношений, которые существовали при старой власти. Обязательная смена руководителей налоговых инспекций, которые находятся в самом низу, имеют непосредственные контакты с налогоплательщиками и создают, в первую очередь, тот негативный имидж налоговых органов.

Второй вопрос — это Налоговый кодекс. 1 июня — уже срок подачи проекта Налогового кодекса Президенту.

Третий вопрос — это упразднение нечёткости и двоякого толкования законов в налоговом законодательстве. Продолжение работы по сокращению льгот. Управление налогом на добавленную стоимость сделать рабочим, потому что он сегодня — один из сложнейших и самых неуправляемых налогов, хотя управляется вручную.

— В чём заключается программа ГНАУ по борьбе с коррупцией?

— Это чистые руки, чистые ноги, чистая шея. Ну а программа такая: новые назначения должны быть застрахованы от приглашения людей, которые либо обвинялись в коррупции, либо связаны с коррупционной деятельностью.

— Какова судьба системы автоматизированного анализа фискальных рисков?

— Это одна из основных частей программы администрирования НДС. Когда мы говорим: мы не хотим вам утверждать реестры, мы хотим знать, кому и сколько вы вернули. Необязательно тянуть сюда список и собирать подписи трёх выдающихся деятелей украинской государственности, имеющих намного меньше информации, чем люди, которые непосредственно администрируют НДС в районной инспекции. Если там руководители двух ответственных подразделений — администрирования юридических лиц и налоговой милиции — поставили подписи, проверили и написали «мин нет», пожалуйста, возмещайте. Единственное, чтобы в этом процессе (например, экспорта товара. — Авт.) было меньше посредников и меньше возможностей неуплаты НДС в каком-то из звеньев цепочки. Если мы создадим автоматизированную систему учёта уплаты НДС и потом будем сопоставлять с системой учёта возмещений, то эта система будет работающей и управляемой намного быстрее прежней и при ней не надо будет тянуть информацию наверх.

— Что можете сказать о налоговом контроле над неприбыльными организациями — общественными объединениями и политическими партиями?

— Если эта прибыльность связана с членскими взносами, тут мы не вправе комментировать и не вправе говорить о некорректных поступлениях. Но когда мы видим, что есть хозяйственная деятельность, есть производство каких-то продуктов, оказание каких-то услуг, то вот эти виды деятельности должны облагаться налогом.

— Что будет с системой мотивации и оплаты труда персонала в ГНАУ и на местах?

— Изменениями в бюджете на треть увеличена заработная плата налоговиков. Надеюсь, что не очень роскошно, но система оплаты улучшится.

— Вы считаете, что этих сумм достаточно, чтобы предупредить коррупцию в налоговых органах?

— Никаких денег не хватит для того, чтобы остановить коррупционера оплатой, если он знает, что может получить в сотни раз больше коррупционными действиями. Это другие понятия должны быть: например, понятие офицерской чести (особенно это касается налоговой милиции). Потому что, поступая на службу в налоговую администрацию, они и присягу давали. Но понятие офицерской чести, увы, очень у нас девальвировалось.

— Какова будет политика ГНАУ относительно «благотворительных фондов»»

Другие статьи этого номера