В условиях патовой ситуации

Неблагодарное дело делить рассматриваемые на сессии горсовета вопросы на главные и не очень. Все пункты повестки дня важны. Однако событием в ходе работы 17-й сессии горсовета ХХIV созыва стало обсуждение в минувший вторник предложенных городской государственной администрацией изменений в решения городского совета за номерами 2699 и 2698 от 1 февраля сего года о городском бюджете и программе экономического и социального развития города Севастополя на текущий год. Общий доклад по данным вопросам сделал заместитель председателя городской государственной администрации Г.К.ЛУЦАЙ.Григорий Кимович — сам, кстати, депутат — объяснил коллегам, чем вызвана необходимость вмешательства в тексты принятых ранее документов. Это осуществляется по аналогии с внесенными существенными коррективами государственного бюджета. Ими с 1 апреля, который уже минул, с 1 июля, до которого рукой подать, и с 1 сентября поэтапно увеличивается зарплата для работников учреждений бюджетной сферы на уровне минимум 290, 310 и 332 гривны. В связи с этим, естественно, увеличиваются расходы бюджета города Севастополя по зарплате примерно на 21 миллион гривен.

При этом возросшие наши расходы покрываются дотацией выравнивания, то есть из госбюджета, только на 1,3 миллиона гривен. И это не единственное испытание. Есть еще крайняя нужда подпитать финансами рэпы, «Севтеплоэнерго», водоканал соответственно на 4,2, 1,0 и 1,9 миллиона гривен. Дотации ждут троллейбусники и работники других служб.

Где брать необходимые средства в то время, как уже предусмотрено снижение доходов бюджета на целых пять миллионов гривен по единому налогу, поскольку все равно отмечается постоянное невыполнение поступления средств по данной статье? Г.К.Луцай сообщил народным избранникам и хорошую новость. Ранее, в феврале, участие Российской Федерации в социальном развитии города определялось в пределах 12,5 миллиона гривен. После внесения изменений в государственный бюджет доля Севастополя возросла на 15 миллионов и достигла 27,2 миллиона гривен.

Рассматриваются и другие возможные источники финансирования функционирования городского хозяйства. Григорий Кимович, например, сказал, что соответствующие управления городской госадминистрации вот-вот передадут на рассмотрение городского совета документ, который можно назвать программой реформирования тарифной политики. При этом подчиненные Г.К.Луцаю специалисты руководствуются принципами социальной защиты людей. Также учитываются возможности городского бюджета нести нагрузку, связанную с дотированием отраслей городского хозяйства.

А пока приходится кое-где затягивать пояса. Докладчик, в частности, сказал о временном сокращении программы капитального ремонта жилья по общему фонду бюджета города Севастополя. Но это еще не означает, что жилые дома останутся без внимания. Ведь есть, как сказано, средства участия Российской Федерации в социальном развитии Севастополя. 3,2 миллиона, продолжал Г.К.Луцай, перераспределяются по расходам на нужды образования, медицины, культуры. «К сожалению, — продолжал Г.К.Луцай, — в бюджете Севастополя не предусмотрены 20 миллионов гривен, на которые мы рассчитывали по компенсации потерь платы за землю, которую используют части Черноморского флота Российской Федерации и такой же суммы на инвестиционные проекты.

«Остается работать с учетом параметров, которые имеем, — продолжал докладчик, — структура госбюджета, видимо, столь напряженная по доходам и столь же ограниченная в ресурсах, как и та, которую мы имеем в бюджете Севастополя». Но и в этих условиях главный приоритет состоит в повышении доходов бюджетных учреждений. Увеличение уровня зарплаты — основная социальная задача бюджетов всех уровней, в том числе бюджета города Севастополя.

Г.К.Луцай сообщил, за счет чего будет у нас обеспечиваться решение этой задачи. Намечено, например, увеличение на 25 миллионов гривен налога на доходы физических лиц, на 2,3 миллиона — платы за лицензии, на 1,2 миллиона — платы за землю. На 705 тысяч возрастет транспортный сбор. Но все эти деньги уйдут на капитальный ремонт дорог.

Программа социально-экономического развития города Севастополя на текущий год, по мнению докладчика, подверглась незначительным изменениям. Из нее исключен, например, пункт о строительстве газопровода-перемычки «Северная сторона — центр», на которое были отпущены первые пять миллионов гривен…

Что взамен? «Мы рассчитываем, — сказал заместитель председателя городской государственной администрации, — что до октября будет построена магистраль от Верхнесадового до пос. Железнодорожное Бахчисарайского района. Сметная стоимость прокладки трубы определена в пределах 30 миллионов гривен. Но не из бюджета города Севастополя, а из государственного бюджета. Магистраль строят с оглядкой на нужды Большой Ялты. Но пока отбор газа доведут до максимума, на что уйдет 2-4 года, котельная в микрорайоне Камышовой бухты будет обеспечена природным топливом. Тем более что сюда выделено 870 тысяч гривен на замену горелок, действующих от среднего давления, на горелки низкого давления.

В зоне магистралей Севастопольской ТЭЦ намечено построить пяток для начала квартальных модульных котельных. Но и от услуг Севастопольской ТЭЦ не откажемся. На ее подготовку к зиме тоже предусмотрены средства. Но они будут использоваться лишь после того, как юридически будут улажены договоренности с арендатором, либо ТЭЦ будет возвращена городу. «Нынешний арендатор, — сказал Григорий Кимович, — прямо, не стесняясь, заявляет, что не планировал отапливать жилища 35 тысяч севастопольцев. Остается добиваться расторжения договора аренды с ним».

Докладчик сказал, что город не отказался от идеи строительства газопровода-перемычки «Северная сторона — центр». Прокладка начнется, возможно, в будущем году. Надо только к средствам из местного бюджета добавить и деньги из госбюджета.

Среди других важных дел Григорий Кимович назвал острую необходимость строительства второй очереди Первомайского полигона, завершение прокладки Воронцовского канализационного коллектора и т.д.

Г.К.Луцай возглавляет комиссию горсовета по бюджету, финансовой деятельности и так далее. При принятии основных финансовых документов предыдущих лет да и бюджета нынешнего года, Программы социально-экономического развития города он выступал достойным оппонентом в дискуссиях с представителями городской государственной администрации. В настоящее время Григорий Кимович, как заместитель главы исполнительной ветви власти, уже сам на трибуне с проектами изменений в основной финансовый документ города и в Программу СЭР. Он призвал коллег учесть особенность момента. Сейчас идет не корректировка бюджета по итогам шести или девяти месяцев, когда был достигнут рост доходов над расходами, а вынужденная, чрезвычайная корректировка бюджета в связи с ростом зарплаты работников организаций и учреждений бюджетной сферы. Прошу, сказал Григорий Кимович, в рамках поправок, аргументаций и мотивов голосования учесть особенности момента.

Но коллеги-депутаты не вняли до конца призывам Г.К.Луцая. Пошли масса вопросов, как, впрочем, и должно быть, предложения. Да, газификацию поселка Мекензиевы Горы надо продолжать, да, дома надо ремонтировать, а крыши латать. Таким образом набралось предложений и замечаний приличное количество. Решали, что с ними делать: передать редакционной комиссии или голосовать за их включение или невключение сразу. Пошли по второму пути, приняв проекты решений за основу. Но все предложения благополучно провалили. Депутаты будто выступали друг перед другом в качестве оппонентов. Имела перспективу пройти одна поправка — это по прокладке все-таки дюкера-перемычки «Северная сторона — центр». Ее внес депутат Д.А. Белик. Было даже предложение голосовать за нее поименно. Г.К. Луцай убедил большинство, что эта стройка в этом году тепла не даст. Словом, провалив все поправки, в расстроенных чувствах, на эмоциях депутаты благополучно задробили и проекты решений. Городские избранники не услышали призывов Г.К.Луцая заботиться не только каждый о своем округе, но и в целом о городе.

На какое-то время в зале установилась тишина. «Вернем проекты и наши предложения, поправки в городскую госадминистрацию на доработку», — сказал кто-то. «Но ведь мы все свои предложения и дополнения сами же отвергли», — возразил депутат В.Г.Рожманов. «За бюджет и Программу социально-экономического развития города Севастополя, — заметил Г.К.Луцай, — а значит, за зарплату работников бюджетной сферы в одинаковой мере ответствен и городской совет».

Работа над итоговыми документами будет продолжена теперь уже, однако, в условиях патовой ситуации.

Другие статьи этого номера