Константин Ольшанский переходит на контракт

Информацию о том, что большой десантный корабль (БДК) «Константин Ольшанский» Военно-Морских Сил Украины в соответствии с распоряжением Президента Украины Виктора Ющенко выбран в качестве пилотного проекта для изучения вопроса полного перехода Вооруженных Сил Украины на профессиональную основу, в экипаже восприняли спокойно. Офицеры говорили о том, что стопроцентно укомплектованный контрактниками корабль — это и высокая боеготовность, и ответственность, и профессионализм. В старшинской и матросской среде тоже произошло оживление. Те военнослужащие, которые ранее отметали саму идею контрактной службы, задумались (особенно после бесед с командованием БДК). Появились и желающие подписать соответствующие документы. Правда, их пока немного — четыре человека.

Взгляд старпома

Старший помощник командира корабля старший лейтенант Алексей Заец привел такие цифры: в данный момент на корабле — 61 военнослужащий срочной службы, из них 13 контрактников. Такое соотношение, по словам офицера, заморожено на протяжении ряда лет, чему есть простое объяснение: не менялись до последнего времени условия перехода на контракт. Недавно произошли существенные подвижки — денежное довольствие контрактников уже повысилось на 250 гривен, они стали получать больше, чем некоторые мичманы.

— Работу с зарплатой 800-900 гривен на гражданке не везде сегодня найдешь, — говорит Алексей Заец. — Моряки начинают взвешенно, прагматично оценивать ситуацию.

Пилотный проект на «Константине Ольшанском» имеет и свои особенности. На правительственном уровне будут приняты меры относительно ресурсного обеспечения проведения эксперимента. Контрактники вправе ждать, что и денежное довольствие вырастет до 1200-1500 гривен, и квартиры будут выделены, и введены некоторые льготы, например, такие как бесплатный проезд в отпуск, возможность получить заочно высшее образование, проходя службу на корабле.

Алексей Заец считает, что опыт контрактной службы на флотах развитых государств интересен, но не вполне применим сегодня у нас. Например, ему не так давно удалось побывать на одном из немецких военных кораблей. Там контрактники получают в среднем две тысячи евро в месяц, имеют льготы, очень боятся различных штрафов за различные нарушения. Их могут даже лишить нескольких окладов, льгот, заставить служить, так сказать, бесплатно, причем на законных основаниях. Понятно, дисциплина на немецком корабле соответствующая. Не нужны морякам «накачки» отцов-командиров. Каждый занимается своим делом, каждый — профессионал.

— Если хватит нашему государству ресурсов, чтобы постепенно внедрить подобную систему, — уверен Алексей Заец, — то получим прекрасный результат: контрактная служба станет основным видом службы на флоте, в Вооруженных Силах.

Старший помощник уверен, что на «Константине Ольшанском» эксперимент не умрет. Для этого есть хорошая основа. Корабль входит в состав Объединенных Сил быстрого реагирования, соответственно много бывает в море.

— Мы за нашу деятельность в составе ОСБР получаем соответствующие надбавки, — говорит Алексей. — У нас больше работы, чем на обычном корабле. У нас более напряженная и более интересная служба. К тому же матрос, который призвался из глухого села с подписанием контракта на три года, получит прекрасную возможность увидеть многие страны мира.

Действительно, «Константин Ольшанский» не раз бывал в портах стран Причерноморья, в Греции, США, других странах и не раз еще побывает. Это бесспорно.

Взгляд будущих контрактников

Находясь на борту «Константина Ольшанского», довелось побеседовать с несколькими матросами, которые сделали свой выбор в пользу контрактной службы. Например, связист матрос Павел Машкара окончательно определился со своим будущим — он решил связать свою судьбу с морем. Даже в школе досрочно сдал выпускные экзамены 5 мая прошлого года, чтобы уже 10 мая попасть в команду, которая отправлялась на флот.

Немаловажно и то, что родители Павла, понимая романтическое желание сына, не стали его отговаривать, наоборот — предложили, если у него все получится, остаться на контрактную службу. У него получилось.

На вопрос, думает ли он о будущем профессиональном росте, Машкара без колебаний ответил, что подписание контракта — первый шаг, а потом он обязательно будет поступать в Севастопольский военно-морской институт, чтобы стать или мичманом, или офицером.

— Контрактнику нужно такое финансовое обеспечение, которое даст возможность ему жить как нормальному гражданскому человеку, — подчеркивает матрос. — Меня бы удовлетворило сегодня 1200 гривен. Неплохо было бы получать паек, бесплатно ездить к родителям.

Проблема жилья Павла не очень беспокоит, потому что он холостяк, но надеется, что ко времени, когда он решит создать семью, и жилищная проблема для контрактников будет решена.

Немного иначе на подписание контракта смотрит командир отделения дизель-генераторов матрос Николай Матюха. Он хочет за три года присмотреться к тому, что будет вокруг происходить, а уж в дальнейшем принимать окончательное решение — связывать свою судьбу с флотом или нет.

— Если все то, что сейчас нам обещают командиры, будет выполняться, я колебаться не буду, — говорит Николай.

Сегодня его устраивает хорошая товарищеская атмосфера на корабле, у него много друзей, он не раз ходил в море, которое тоже ему нравится. О далеком будущем он не задумывается.

Резюме

Словом, своих резонов у каждого из будущих контрактников множество. Общее одно: они ожидают, что решения, принятые Президентом Украины, министром обороны Украины, приведут к серьезным изменениям в социальной защищенности военнослужащих, которые готовы посвятить свою жизнь защите Родины. При условии, что их напряженный и даже где-то жертвенный труд будет полновесно оценен.

Другие статьи этого номера