Даже еще нерожденному ребенку нужно, чтобы о нем думали и говорили

Обычно в этот день принято говорить о защите прав детей и подростков, о преодолении социальной беспризорности, о проблемах в области образования, о взаимоотношениях в семье. Все это верно. Но в сегодняшних реалиях украинское общество наконец-таки осознало, что заботу о счастливом детстве ребенка надо начинать тогда, когда его жизнь еще находится в неразрывной связи с жизнью матери, а его будущее здоровье зависит от того, как чувствует себя беременная женщина, что ее беспокоит и, наконец, в каком настроении она отправится в роддом.

В последнее время в Украине сделано два огромных шага в сторону решения проблем еще нерожденных детей и их родителей. Во-первых, новое правительство страны нашло в себе силы уделить финансовое внимание семьям с новорожденными детьми. А во-вторых, роддома Украины сменили устаревшие «советские» методы работы с роженицами на более гуманные, принятые в общемировой практике.

По словам заместителя главного врача по лечебной работе городской больницы N 5 родильный дом N 1 Татьяны Шитик, роддом приступил к выполнению приказа N 620 Министерства охраны здоровья Украины «Об организации стационарной акушерско-гинекологической и неонатальной службы в Украине». Согласно этому приказу, в роддомах организуются индивидуальные родильные залы. Это означает, что такое понятие, как предродовая палата, где женщина должна была в одиночестве и лежачем положении переносить муки схваток, исчезнет из акушерской практики страны. В первом роддоме организовано восемь индивидуальных родильных залов. Поощряется активное поведение женщины в родах, стремление максимально использовать инстинкты, заложенные в нее самой природой. Более того, с 1 июня женщина сама может выбирать, с кем из родственников она отправляется на роды: с мужем, мамой или любимой тетей. Будет разрешено посещение родильницы родственниками в послеродовой палате.

Кардинально изменилось и отношение к новорожденным. Давно известно, что для младенца взаимосвязь с матерью оказывается наиболее необходимой и важной в первые несколько минут и в первые сутки, следующие прямо за рождением. С точностью до наоборот этот феномен был использован в советское время. В нашей стране, начиная с 1950 годов, ответственность за родовой процесс полностью возлагалась на медицину. Тогда же беременная женщина начала считаться больной, что порождало страх перед родами, беспомощность и непонимание связи с собственным опытом, утрату интуиции. Законодательно было закреплено вовлечение и самой женщины, и ее ребенка в систему тоталитарных отношений. Разлучение с младенцем в роддоме ослабляло связь матери и ребенка, облегчало ранний переход к общественному воспитанию в детских садах и яслях. Интимные, индивидуализированные связи между матерью и ребенком не должны были возникать, поскольку любая привязанность несла в себе угрозу тоталитарному воспитанию.

Отныне в севастопольских роддомах матерей и младенцев не разлучают. Еще совсем недавно новорожденного лишь на несколько минут выкладывали на живот матери. И это был уже прогресс. Теперь в течение 2-х первых часов после родов осуществляется «кожный» контакт между матерью и ребенком. Затем его одевают в домашнее, принесенное в роддом белье, оставляют с матерью на совместном пребывании и не дают никакого другого, кроме грудного, вскармливания.

С полувековой разницей Украина вслед за Западом пошла по пути, проложенному гуманистами, врачами-акушерами, британцем Грентли Диком и французом Мишелем Оденом. Еще в 20-е годы 20-го же столетия Грентли Дик-Рид первым из врачей наконец-то догадался взглянуть на роды как на совершенно естественный процесс. А Мишель Оден поведал миру о том, как влияют роды на всю дальнейшую жизнь новорожденного и как важна подготовка женщины к правильным, легким и безболезненным родам.

Между тем, по данным независимого социологического исследования общественного объединения «СемьЯ», 80% севастопольских беременных женщин считают, что они не подготовлены к родам и нуждаются в специальной подготовке. 95% женщин понятия не имеют о перинатальной культуре. А, как заметила Татьяна Шитик, студентки — будущие мамы — вообще ни о чем, кроме сессии, не думают.

Но, как уже было замечено, перинатальной медицине и перинатальной педагогике уже много известно о связи между эмоциональным содержанием ожидания ребенка и его последующим развитием и обучением. Известно также, что позитивные материнские эмоции благотворно влияют на развитие не только сенсорики, но и предпосылок внутриутробного самосознания. Эмоциональные и интеллектуальные потребности нерожденного ребенка в этот период гораздо более примитивны, чем у новорожденного, но они есть. Ему необходимо, чтобы о нем думали и говорили, иначе, как отмечает автор книги «Тайная жизнь нерожденного ребенка» Томас Верни, «его дух, а часто и тело начинают слабеть».

Для женщины очень важно понимать, как ребенок развивается в утробе. Невежество в таких элементарных вопросах вызывает страхи и сомнения, которые трудно преодолеть и которые плохо влияют на состояние здоровья и матери, и ребенка. Если женщина хорошо информирована не только о родах, но и о различных способах вмешательства и методиках, применяемых во время беременности и родов, умна и образованна, то умный врач разделит с ней ответственность за принятие решения. Муж имеет право на информацию, и его мнение также следует учитывать. И для того, чтобы принимать обоснованное решение, одобрять или не одобрять поступки врачей, люди должны учиться. Особенно теперь, когда созданы индивидуальные родовые палаты и рядом с роженицей может находиться муж. И хорошо бы, чтобы его присутствие облегчало состояние женщины, а не вело к вызову в родовую палату врачей скорой помощи для потерявшего сознание супруга. Но, к сожалению, супружеские пары сейчас не посещают даже бесплатные курсы при женских консультациях, не говоря уже о занятиях в альтернативных центрах по подготовке к родам.

А ведь нетрадиционное перинатальное воспитание включает в себя и подготовку к естественному рождению, и развитие способности матери получать информацию о состоянии и поведении ребенка во время беременности (при помощи техник из арсенала различных духовных практик: через медитации, упражнения, музыку, манипуляции с освещением), и формирование способности матери изменять свое эмоциональное состояние и передавать его ребенку. Будущие мамы под руководством перинатального инструктора что-нибудь делают для будущего ребенка, например, вышивают «обережную» сорочку; в некоторых группах используется совместное пение, которое впервые применил Мишель Оден, указавший на связь между пением, дыханием и раскрытием родового канала во время родов.

Возможно, многие образованные люди до сих пор скептически относятся к новому пониманию внутриутробного развития ребенка. Но нельзя забывать, что только в одном, первом роддоме, каждый год рождается на 200 детей больше, чем в предыдущем году. И это будет уже новое поколение людей, совсем не таких, как мы. И каким оно будет, в какой-то мере зависит и от нас.

Ирина КАРАТАЕВА.

Глас народа

Насколько в нашей стране защищено детство?

Галина ШИК, заместитель начальника управления труда и социальной защиты ГГА:

— В стране действуют законы «Об охране детства», «О государственной помощи семьям с детьми». В этом году увеличены пособия: по уходу за ребенком до 3-х лет, за ребенком-инвалидом. Если раньше дети считались инвалидами детства до 16 лет, то сейчас — до 18-ти. С 1 апреля на 10% увеличено пособие одиноким матерям. До шести лет на ребенка выделяется пособие 36,2 грн; от 6 до 18 лет — 46 грн. При рождении ребенка мать (независимо от того, застрахована она или нет) получает 8 тыс. 497 грн. В городе в рамках программы «Содействие» по малообеспеченности получают пособия в неполных и многодетных семьях, где есть дети-инвалиды, а тяжелобольные дети получают по 150 грн в квартал. По программе «Содействие» оказывается также разовая целевая денежная помощь.

Вероника СИБИРЯКОВА, методист приюта для несовершеннолетних:

— Я считаю, что в нашей стране дети достаточно защищены. Во всяком случае, организаций, которые занимаются их защитой, немало. Но их работа не всегда эффективна по объективным причинам. Зачастую влияние улицы оказывается сильнее и отражается негативно.

Иван ТУРАШ, заместитель директора городского центра реабилитации детей-инвалидов:

— Для детей, которые посещают наш центр, делается все возможное, чтобы их проблемы (у именно такой у нас контингент) были решены как можно лучше. Ежегодно здесь проходят реабилитацию более 300 ребят. Что касается этой проблемы в целом по стране, то я сомневаюсь, что такой подход везде. В стране мало таких центров. По одному центру открывают в областных и крупных городах. А это капля в море. Потребность в реабилитационных центрах значительна.

Лидия Павловна, менеджер:

— Судя по таким случаям, что мать бьет своего ребенка и нельзя даже сделать ей замечание, он плохо защищен. А ведь ребенок такой же человек, только маленький. И имеет свои права.

Светлана АНАСТАСОВА, мать троих детей:

— Несколько лет назад я попросила директора школы, чтобы девочке, которая у меня под опекой, было оформлено бесплатное питание в школьной столовой. Но мне тогда отказали, сославшись на то, что семья достаточно обеспечена. Такое отношение оставило в душе горький осадок. И я больше в школу за помощью не обращалась.

Другие статьи этого номера