Вслед за повышением стоимости проезда в «сухопутном» общественном транспорте не исключено, что поднимется она и на морских линиях.
Так уж сложилось, что Севастополь знаменит не только своей славной историей. Одной из отличительных особенностей города является то, что у нас имеется редкий вид городского общественного транспорта — морской, представленный двумя автопассажирскими паромами постройки 1952 года и катерами типа «Молодежный», чей возраст достиг 22-25 лет.
Ежедневно катера ГП «Севастопольский морской торговый порт» и ООО «КДЦ «Боливар» осуществляют перевозки на круглогодичных маршрутах «Графская пристань — Северная», «Графская пристань — Инкерман» и «Артбухта — Радиогорка». Летом работы прибавляется: катера начинают ходить на Учкуевку, на Золотой пляж. При этом, работая в режиме общественного транспорта, оба перевозчика предоставляют льготы на бесплатный проезд гражданам, имеющим на них право, согласно действующему законодательству (кроме пляжных линий).
Много ли «морских» пассажиров? Как свидетельствует статистика, оба предприятия за год перевозят свыше 12 миллионов пассажиров, включая льготные категории граждан, пользующихся правом бесплатного проезда.
А теперь другие цифры. Сегодня стоимость проезда на внутригородских маршрутах «Графская пристань — Северная» и «Артбухта — Радиогорка», установленная приказом начальника порта в прошлом году, составляет 1 гривну, а на маршруте «Графская пристань — Инкерман» — 1 грн 25 копеек. При этом они, установленные в мае 2004 г., значительно ниже себестоимости проезда в нынешнем году.
Оно и понятно, поддерживать на должном уровне техническое состояние видавших виды катеров и паромов, причального фронта, проводить ежегодный плановый ремонт (в среднем 200 тысяч в год на одну единицу) для соответствия требованиям Регистра, закупать топливо, ЗИП и необходимые комплектующие (например, один спасательный жилет стоит сегодня около 250 гривен, а их требуется 270 на каждый катер) — все это, конечно, накладно.
Кстати, стоимость топлива — отдельный вопрос. Только за минувший год его стоимость повысилась в два с половиной раза. В чем убедились и автовладельцы, и пассажиры городского общественного транспорта.
При этом становится ясно, что по затратам морской транспорт невозможно сравнивать ни с одним другим видом общественного транспорта в городе.
Естественно, что морские перевозчики думают об увеличении тарифов на проезд, тем более что «сухопутный» общественный транспорт, так долго устами руководителей говоривший о повышении платы за проезд, свои «угрозы» осуществил.
Чего же можно ожидать? Какова будет стоимость проезда? По расчетам специалистов обоих предприятий-перевозчиков, наиболее честным выходом, позволяющим и сохранить флот, и обеспечить безопасность перевозок, могла бы стать оптимизация тарифов на перевозки на всех трех внутригородских круглогодичных маршрутах — 1 гривна 50 копеек (в том числе НДС). Но будет ли это?
Тут решать городской администрации. Ведь, согласно постановлению Кабинета министров Украины от 15 октября 2004 года N 1359 «О внесении изменений в приложение к постановлению КМУ от 25.12. 1996 г. N 1548», право устанавливать цены на перевозку пассажиров и стоимость проездных билетов на паромах и катерах в г. Севастополе предоставлено именно Севастопольской городской государственной администрации.
Положительное решение этого вопроса позволит не только сохранить имеющийся объем пассажироперевозок, но и сам уникальный вид общественного транспорта, столь социально значимый для нашего города.
Дмитрий ЖЕЛНИН.
Л.А.МАРТИРОСЯНЦ, руководитель Севастопольского отделения ЦНИИ экономики:
— Согласно данным управления статистики, приведенным в «Славе Севастополя» за 3 августа сего года, средняя заработная плата штатных сотрудников на морском транспорте составляет 1835,48 грн и превышает самую близкую к ней заработную плату сотрудников финансовых организаций (1201,51 грн) на 65%. Среднюю по Севастополю заработную плату штатных работников, которая составляет 721,73 грн в месяц, она же превышает в 2,5 раза. Если стоимость морских пассажирских перевозок будет повышена, то, вероятно, не потому что морские перевозки убыточны, иначе откуда берется такая высокая заработная плата, а потому что кому-то хочется получать сверхприбыли. Тем более что недавно уже произошло повышение стоимости этих перевозок. Может быть, имеет смысл обнародовать затраты и расчеты тарифов морского транспорта, чтобы общественность города могла понять, чем вызвано увеличение стоимости перевозок.
Пляжники потерпят. А мы?
Татьяна СЕДЫХ, работница 4-й горбольницы:
— Как жительница микрорайона Камышовой бухты добираюсь на работу катером на Северную сторону. Возмущена тем, что опять хотят повысить тарифы на проезд. Понятно, когда люди хотят ехать с комфортом, пусть они платят повышенные тарифы за маршрутку. А кто не может, тот поедет на троллейбусе. В данном случае с катером выбора для пассажиров нет. Вплавь не доберешься. Я считаю, что это городской вид транспорта, необходимое средство передвижения. Многие наши сотрудники живут также в городе, вынуждены добираться по морю. Но с зарплатой бюджетников это станет нереально. Мы уже слышали о повышении тарифа. Это очень волнует, можно сказать, у всех на устах.
Елена САТАЕВА, помощник ректора (Севастопольский национальный университет ядерной энергии и промышленности):
— В нашем институте все против повышения стоимости проезда на катере. Заработная плата на госпредприятии невысокая — у преподавателей лишь до прожиточного уровня. А что говорить о студентах? Расходы на катер станут не по карману.
Михаил Сергеевич, офицер запаса:
— Известно, насколько в последнее время подорожал бензин. Транспортные расходы значительно увеличиваются. Никакое предприятие не захочет нести убытки. Представьте себе себестоимость машины и катера… Почему же тариф на катер должен быть ниже?
Валентина Васильевна, инженер-электрик:
— Я категорически против. Я понимаю, когда среди пассажиров отдыхающие, работающие. Но в моей семье небюджетный студент. Итак приходится оплачивать учебу, а тут еще тарифы на проезд взвинчивают. И сейчас за проезд на катере моему сыну приходится платить в день 2,50 грн. Студенты учатся шесть дней в неделю, что составляет 15 грн, а четыре недели — 60 грн! Единственное, хочу сказать большое спасибо, что разрешили проездные на катер — по 30 грн. Да еще добавьте проезд на троллейбусе. Транспортные расходы несоизмеримы. Но кто рассчитал стоимость проезда на катере? Этим должны заниматься незаинтересованные специалисты.