Закон «О городе-герое Севастополе». Слово — авторам

Пресс-конференция народных депутатов Украины И.В.Вернидубова и В.А.Заичко.
Естественно, в центре встречи народных депутатов Украины с представителями средств массовой информации находился закон «О городе-герое Севастополе». Но до начала разговора на эту тему В.А.Заичко и И.В.Вернидубов проинформировали журналистов о работе VII сессии Верховной Рады Украины.
На сессии было предусмотрено рассмотреть 775 вопросов, еще 57 законопроектов было включено в порядок дня дополнительно. Состоялось 64 пленарных заседания, обсуждено с принятием соответствующих решений более 400 вопросов. Кроме того, проведено 13 парламентских слушаний. В числе принятых наиболее крупных законопроектов — Жилищный кодекс и Кодекс административного судопроизводства. Одобрена программа деятельности Кабинета министров Украины «Навстречу людям». В рамках этой программы рассмотрено с принятием соответствующих решений почти 40 первоочередных правительственных законопроектов по вопросам бюджетной политики, инвестирования жилищного строительства и обеспечения вступления Украины в ВТО. В числе законопроектов, которые были определены Президентом Украины как неотложные, рассмотрено 38, из них 14 приняты как законы Украины. Всего за время работы сессии приняты решения относительно 673 проектов законов, в том числе принято 120 законов, одобрено в первом чтении 50.

Если же проанализировать в разрезе субъектов законодательной инициативы, кто предлагает наибольшее количество законов и как они принимаются, то следует вывод: 31 законопроект рассмотрен из числа поданных Президентом Украины, 260 — по инициативе Кабинета министров Украины, 4 закона приняты по инициативе Национального банка Украины, 368 — по инициативе народных депутатов. По тематической направленности это преимущественно законопроекты экономической, отраслевой и правовой политики.

В этом ряду особо выдено то, что касается севастопольцев. Это прежде всего основной закон «О городе-герое Севастополе», а также ряд законодательных актов, связанных с изменением бюджета и некоторых вопросов, направленных на улучшение социально-экономического положения граждан в русле выполнения их наказов. В частности, в дополнение к бюджету на текущий год было определено 5 млн грн на завершение строительства Мемориала защитников Севастополя.

Далее разговор перешел к закону «О городе-герое Севастополе». И.В. Вернидубов и В.А. Заичко высказали просьбу донести их мнение до севастопольцев в наиболее полном виде, без комментариев, что мы и постарались сделать.

— Президент использовал предоставленное ему Конституцией Украины право не согласиться с законом, по которому проголосовала Верховная Рада — 261 народный депутат, — сказал И.В. Вернидубов. — В соответствии с Конституцией Президент должен не просто не согласиться, но конкретно написать законодателю, как он хотел бы, чтобы выглядела та или иная норма. В данном случае на пяти страницах документа, названного «Предложения», раскритикован наш закон, но нет ни одного конкретного предложения, как бы Президент хотел видеть ту или иную статью. Однако в конце документа, направленного в Верховный Совет, есть конкретный вывод: Президент не хочет видеть вообще закона Украины о Севастополе. Его позиция высказана однозначно.

В.А. Заичко: — Президент полагает, что наиболее актуален не закон «О городе-герое Севастополе», а программа устойчивого социально-экономического развития региона, которая должна быть разработана, широко обсуждена севастопольцами, а потом в установленном законом порядке рассмотрена и принята Верховной Радой Украины. Но ведь такая программа имеется! Она была принята в 2001 г. постановлением Кабмина. В ее разработке участвовали Министерство экономики, ведущие институты и ведущие научные деятели Украины. Другой вопрос: руководствуется ли кто-то этой программой, как и многими другими? Давайте ответим и на следующий вопрос: каких других специалистов, какие другие институты необходимо привлечь, чтобы еще раз посмотреть на конституционные несоответствия закона «О городе-герое Севастополе», о которых говорится в предложениях? В ходе рассмотрения и подготовки проекта закона ко второму чтению было принято более 30 поправок. В этих поправках участвовали все, кто в соответствии с регламентом имеет законодательную инициативу. Этот процесс совершенно не отклонял от участия ни Кабинет министров, ни Министерство юстиции как основное министерство, которое, безусловно, готовило эти предложения Президенту. В этом процессе участвовали юридические управления, научно-экспертные управления, чтобы выйти на ту модель, которая бы учитывала конституционные нормы и имела ту особенность, которая предусмотрена Конституцией. Мы глубоко анализировали имеющуюся законодательную базу и прежде всего все особенности самоуправления исполнительной власти, которые многие годы работают в столице Украины городе Киеве. Мы знаем, что были серьезные претензии Конституционного суда Украины, в частности по совмещению должности главы городской администрации г. Киева и полномочий по руководству деятельностью органов местного самоуправления. Все вопросы были решены, и была дана однозначная оценка.

В.А. Заичко остановился на четырех основных поправках к закону «О городе-герое Севастополе»:

— Первая группа поправок о том, что мы якобы посягнули на административно-территориальное устройство. Мы не даем оценки месту Севастополя в административном устройстве Украины — это четко определено Конституцией. Но мы сохраняем действующую модель местного самоуправления, включая городской совет, городской совет Инкермана, районные, сельские и поселковые советы, которые функционируют на территории Севастополя. Севастопольцы прекрасно знают: за все годы не было никаких недоразумений, поскольку каждый уровень совета действует в строгом соответствии с теми полномочиями, которые закреплены в Законе Украины о местном самоуправлении. Мы упорядочили эту систему, которая нигде не была определена.

Второе: мы должны ответить, а есть ли сегодня в отдельных статьях закона какие-либо полномочия органов самоуправления, которые бы ограничивали возможности центральной исполнительной власти? Таковых нет, и если кого-то волнует не столько правовая часть, сколько политиканство вокруг закона, то можно продолжать, подрабатывая на этой идеологии, задурманивать головы севастопольцев. В ходе подготовки ко второму чтению мы согласовали с положениями законодательства и убрали 12 направлений из полномочий горгосадминистрации, в частности то, что касается обеспечения межгосударственных договоров.

Третий момент — бюджетный. Эту норму обсуждали и горсовет, и рабочая группа: средства от межгосударственного договора по пребыванию ЧФ РФ должны распределяться 50 на 50.

Последний вопрос связан с тем, что положение закона ограничивает Президента в плане назначения, а тем более снятия главы города в случае нарушения норм Конституции или иных законов. Предусмотрено, что Президент должен согласовывать с городским и районными советами вопрос отстранения главы города и районов от совмещений полномочий главы городской или районных администраций. Но ответ мы имеем в законодательной базе, в той части, которая касается работы главы города в столице Украины. Мы считаем, что точка в законе должна быть поставлена в Верховной Раде. Уже сегодня мы работаем с профильным комитетом, привлекая специалистов Конституционного суда, институтов права, чтобы грамотно учесть те поправки, которые имеют место, а на осенней сессии провести закон в зале заседаний и преодолеть вето Президента.

Мое мнение твердо: мы отметили девять лет Конституции Украины, и все эти годы севастопольцы живут в ожидании закона. Так может ли и дальше государство делать их заложниками и спекулировать на их правах? Не надо примешивать сюда вопросы, которые не относятся к политике на местном уровне, а имеют отношения межгосударственных связей между Украиной и Российской Федерацией. Я всегда говорил, что практика пребывания Черноморского флота в Севастополе отвечает широкомасштабному договору между Украиной и Российской Федерацией и укрепляет потенциальные возможности развития нашего региона. Мы вправе рассчитывать на адекватное отношение к севастопольцам тех, кто возглавляет государство, тем более что и Президент, и премьер-министр обещали поддержать закон «О городе-герое Севастополе».

Журналисты, присутствующие на пресс-конференции, попросили народных депутатов Украины прокомментировать возможности дальнейшего прохождения закона.

И.В. Вернидубов: — Порядок такой: любой документ Президента рассматривается в Верховной Раде в неотложном порядке. Первая задача, чтобы он был включен в повестку дня. Поскольку Виктор Александрович Заичко берет на себя такую задачу, будем считать, что этот вопрос решен. Верховная Рада рассматривает этот законопроект. Первый вариант: предлагается проголосовать за предложение Президента отклонить закон. Если при голосовании в Верховной Раде набирается 226 голосов, значит, закон похоронен. Предположим (и мы так считаем), что 226 голосов это предложение не набирает. Второй вариант после того, как не проходит предложение Президента: спикер должен поставить на голосование вопрос о преодолении вето Президента. Если предложение отклонить вето набирает 300 голосов (треть парламента), то, значит, вето преодолено, закон в таком виде, как он проголосован в парламенте, возвращается Президенту, и он обязан его подписать. Другого варианта у него уже не существует. А какова же дальнейшая судьба этого документа в случае, если парламент не преодолевает вето Президента? Вот здесь начинаются некоторые туманности. Первое: законопроект лежит в Верховной Раде до окончания работы депутатского срока и потом он теряет силу, поскольку приходит новый состав депутатского корпуса. Или же возможен вариант, когда субъекты законодательной инициативы — и профильный комитет, и другие депутаты, и Кабмин, и Президент — смогут сформулировать критические замечания. В частности, всех волнует вопрос: есть у нас все-таки Инкерман или его будет предложено, несмотря на все наши возражения, отдать то ли Бахчисараю, то ли Крыму. А что потом остается? Территориальная громада Севастополя? А почему, скажут нам, она должна быть отдельной? Давайте втиснем ее в Крымскую область, и вот тогда нашего гордого Севастополя-региона просто не будет существовать. Забудут про него. Размажут. Видимо, подтверждаются все-таки слова народного депутата Украины, академика, историка Петра Толочко: своим вето на закон о Севастополе Президент высказал неуверенность в том, что этот город является украинским, поскольку по Конституции особый статус имеют два города: Киев и Севастополь. Закон о Киеве есть, а по Севастополю боятся сделать то же самое, так, значит, неуверенность все-таки есть. Или отношение к жителям Севастополя совершенно иное, я, может быть, грубо скажу: как к недоумкам, которые не в состоянии сами сорганизоваться.

— Это уже пятый наш вариант закона, за который мы бьемся по-разному во исполнение Конституции, — продолжал Иван Васильевич Вернидубов. — А вы, товарищ Президент и советники Президента, перечеркиваете все и вместо этого предлагаете этим севастопольцам, этой дальней провинции программу развития. Разве эти понятия совместимы? Разве их можно поставить рядом, предложить программу развития, на которую можно наплевать, как наплевали на прежнюю программу, и уже никто не помнит, где она, в каком ящике пылится. Приходят новые власти, и кто их обязывает выполнять прошлую программу? И еще я хочу сказать концептуальную вещь: Президент часто пишет, что наш закон не отвечает Конституции. Но ведь никто не наделял Президента правом толкования соответствия закона Конституции Украины. В соответствии с Конституцией Украины таким единственным субъектом является Конституционный суд.

Как один из авторов закона «О городе-герое Севастополе», И.В.Вернидубов напомнил: по иронии судьбы сам В.А.Ющенко в составе группы (Ющенко, Бессмертный, Катеринчук, Гриднев) был автором проекта закона о Севастополе. И что мы находим в пояснительной записке к этому законопроекту: они пишут те же вещи по поводу системы территориальной организации. Авторы проекта исходили из того, что специальный статус города-героя Севастополя в первую очередь обусловлен расположением в нем ВМС Украины и временным пребыванием ЧФ России, а также его административно-территориальным устройством, которое сложилось на данное время. Авторы законопроекта подтверждают, что Севастополь — это регион, который исторически слагается из громад городов, сел, районов, и что такое положение отвечает Конституции Украины. И вот теперь, оказывается, все не так.

Свое отношение к дальнейшему прохождению закона «О городе-герое Севастополе» в Верховной Раде высказал В.А. Заичко:

— Психология в депутатском корпусе меняется, его поддерживают новые депутаты. Независимо от того, какое идет давление, я хочу поблагодарить восьмерых депутатов фракции Юлии Тимошенко, пятерых депутатов фракции Костенко — Украинской народной партии, трех депутатов фракции «Наша Украина». Эта группа депутатов строит свою деятельность в Верховной Раде на правовой основе. У нас есть договоренность, мы рассчитываем объединить политические силы и фракции. Закон о Севастополе принят Верховной Радой, и мы так считаем до тех пор, пока вторично не будут рассмотрены вопросы, связанные с его принятием.

В заключение пресс-конференции народные депутаты Украины И.В. Вернидубов и В.А. Заичко высказали уверенность в том, что севастопольцы вновь подтвердят свое отношение к закону «О городе-герое Севастополе» и выскажут мнение о решении Президента.

Другие статьи этого номера