Лас-Вегас? Экополис с такой экологией? Это нонсенс!

Экологические проблемы для нашего города не новы. Они известны. Однако с годами не уменьшаются, а множатся.
Об этих проблемах вновь говорил начальник государственного управления экологии и природных ресурсов в г.Севастополе В.М.Артеменко на очередном заседании коллегии.
— Регион наш сравнительно небольшой, — сказал Владимир Макарович, — но проблемы накопились серьезные. Севастополь — военно-морская база, где базируются воинские подразделения двух флотов, это многофункциональный центр науки и промышленности. В его административных границах функционирует более 8 тысяч предприятий разной направленности и форм собственности, 8 предприятий аграрно-промышленного комплекса. И в то же время выигрышные особенности нашего региона — в значительном потенциале ресурсов для отдыха: море, леса, горы. В последние годы Севастополь берет курс на развитие рекреации и туризма. Понятно, это жизненная необходимость.
Но не остаются ли подобные устремления властей благими пожеланиями? Ведь даже, несмотря на определенную стабилизацию уровня загрязнения атмосферного воздуха, поверхностных и морских вод, экологическое состояние региона крайне напряженное и не исключает возникновения чрезвычайных ситуаций.

Для кого писано природоохранное законодательство?

Как это ни покажется парадоксальным, но исторически сформулированная застройка города во многих случаях идет вразрез с действующим законодательством. Прежде всего дело в том, что размер и границы прибрежно-защитной полосы вдоль севастопольских бухт и Черного моря с учетом градостроительной документации не установлены, и потому нет возможности определения ограничений, предусмотренных Земельным и Водным кодексами. Так, прибрежно-защитные полосы вдоль морей могут использоваться только для строительства санаториев и других лечебно-оздоровительных учреждений с обязательным централизованным водоснабжением и канализованием (а канализование для нашего города, как известно, проблема из проблем). Фактически же у нас вместо оздоровительных учреждений в прибрежно-защитной полосе Черного моря расположены источники загрязнения окружающей среды: промышленные объекты, гаражи, воинские части, склады, садоводческие общества.

Положение усугубляется и тем, что в границах прибрежно-защитной полосы находятся оползневые районы. В соответствии с распоряжением Севастопольской горгосадминистрации от 1997 г. освоение этих территорий требует выполнения защитных мероприятий. Понятно, что без этого застройка приморских территорий вплоть до бровки обрыва или же нерегламентированный полив садоводческих участков приводят к перегрузке склонов, к активизации опасных геологических процессов. Чем это грозит, продемонстрировала июньская трагедия на пляже под Качей.

Руководство госуправления экологии и природных ресурсов не раз ставило вопрос перед горгосадминистрацией и горсоветом о необходимости ускорения разработки и утверждения проекта водоохранных зон, в том числе установления границ земель водного фонда и прибрежно-защитной полосы Черного моря. Переписка множится, чиновники не торопятся давать ход рассмотрению этих предложений, а значит, увеличиваются нарушения при выделении земель и многочисленных застройках. К сожалению, в генеральном плане города вопрос прибрежных зон вообще не рассматривается, и это при том, что они являются основным достоинством нашего региона.

Курс на рекреацию и туризм? И без чистой воды?

Из года в год идет речь о том, что вода реки Черной и Чернореченского водохранилища не отвечает требованиям стандарта. Река Байдарка постоянно пополняется неочищенными хозяйственно-бытовыми стоками, прежде всего от жилого фонда села Орлиного. Не в лучшем положении подземные водозаборы — Орловский, Бельбекский, Инкерманский. Водопроводные очистные сооружения морально и физически устарели. По сведениям «Севгорводоканала», длина водопроводных сетей составляет 269,7 км, а в аварийном состоянии находится 184,4 км — это 68,4 проц. Потери воды в водопроводных сетях ежегодно возрастают. Если в 2002 г. они составляли 34 проц. от общего водоотвода, в 2003 г. — 38 проц, то в 2004 г. — 40 проц.

А в каком состоянии находится морская вода?

Море крайне загрязнено. Данные пугающие. Свыше 11 процентов сбросов сточных вод — неочищенные. Недостаточно очищенные — 46,6 проц. Около 90 проц. недостаточно очищенных сточных вод сбрасывают очистные сооружения механической очистки южной стороны города. Ввод в действие очистных сооружений биологической очистки южной стороны города откладывается из года в год.

А положение в Балаклаве вообще не подается никаким оценкам. И это в той самой бухте, которую город намерен превратить в рай для туристов и центр международного яхтинга! Хозяйственно-бытовые стоки Балаклавы (а это 2079 млн куб. м) сбрасываются в море без всякой очистки. О проектировании очистных сооружений только говорят из года в год. Даже выделенные на проектирование в 2004 г. средства из государственного фонда охраны окружающей природной среды в размере 500 тыс. грн не были освоены из-за задержки в СГГА процедуры определения разработчика проекта, и потому в конце года деньги были возвращены в бюджет.

Весьма напряженной остается ситуация и с самой системой канализования города. Износ магистральных сетей превышает 35 проц. (178 км). Свыше 22 км сетей находятся в аварийном состоянии. В связи с авариями на канализационных сетях в Черное море ежегодно сбрасываются сотни тысяч кубометров неочищенных стоков.

Отсутствует очистка стоков в селах Орлиное, Резервное, Терновка, Хмельницкое, которые находятся на берегах реки Черной и ее притоков, питающих наш город пресной водой. И несмотря на то, что горсоветом еще в 2002 г. была разработана и утверждена программа развития водного хозяйства города, в которой предусмотрены мероприятия по решению этих вопросов, все остается на прежнем уровне.

Не канализовано и не имеет очистных сооружений большинство береговых объектов Министерства обороны Украины и ЧФ РФ. Объем несанкционированных сбросов сточных вод от воинских частей составляет около 10 тысяч кубометров в сутки. Понятно, что это является постоянным источником загрязнения грунтов и морской среды.

Думается, если бы об этих данных знали потенциальные туристы, которые намереваются побывать в Севастополе, они бы вмиг вернули приобретенные путевки и стали искать иные, чистые и безопасные регионы. Ну а мы, жители Севастополя, похоже, уже со всем этим смирились.

Пожары. Вырубки. Свалки

Можно было бы успокоить себя хотя бы тем, что в нашем регионе много зеленых насаждений, что в природно-заповедный фонд Севастополя входят четыре заказника общегосударственного значения, шесть памятников природы местного значения и четыре гидрологических памятника. Эти уникальные объекты составляют почти треть территории города. Естественно, что развитие Севастополя как туристско-рекреационного центра невозможно без сохранения всего этого ландшафтного природного богатства. В 2003 г. была утверждена комплексная программа охраны окружающей природной среды, рационального использования природных ресурсов и экологической безопасности Севастополя до 2010 года. Однако региональная программа и региональная схема формирования национальной экологической сети не разработаны. Нет средств в местном фонде, нет их в городском бюджете. Границы ряда природно-заповедных объектов не установлены в натуре. Земли не изымаются из хозяйственного освоения, их использование по назначению ограничивается. Мероприятия по сохранению и развитию природно-заповедного фонда не выполняются.

Проблемы растут, особенно в развитии и сохранении лесного фонда. Пожары, незаконные рубки, уничтожение ценных пород, в том числе занесенных в Красную книгу, наносят «зеленым легким» Севастополя невосполнимый урон. Вот пример: в нашем регионе находится 60 проц. заповедного можжевельника. Но, несмотря на всевозможные постановления и запреты, он безжалостно вырубается. Нередки случаи, когда вырубке предшествуют умышленные поджоги, бесценные экземпляры превращаются на бумаге в «дрова можжевеловые» и затем уже легко продаются. Лесники, бывает, не только не стоят на охране зеленых богатств, но сами являются нарушителями. Так, в Верхнесадовом было вырублено 100 дубов, и руку к этому преступлению приложил местный лесник.

Много законных нареканий со стороны севастопольцев вызывает состояние зеленых насаждений города. Комплексная программа развития зеленого хозяйства города не разработана. В течение тридцати лет не проводилась инвентаризация зеленых насаждений, хотя она должна проводиться раз в пять лет. Большой проблемой остается снос деревьев и кустарников. Деревья безжалостно уничтожают, и одной из главных причин является охотное согласование местными администрациями расположения объектов на территории зеленых насаждений.

— В условиях, когда площади озеленения и объемы зеленой массы в расчете на одного жителя в 2-2,5 раза меньше действующих нормативов, такие согласования являются недопустимыми, — сказал В.М.Артеменко. — Однако местные власти на это не реагируют, количество зеленых насаждений катастрофически уменьшается. Госуправление экоресурсов направило более 15 обращений в прокуратуру. Однако вырубка деревьев, причем таких ценных, как сосна крымская, сосна Станкевича, продолжается.

В результате горожане сами реагируют на эти негативные процессы, выходят на митинги, создают живые заслоны. Так было буквально в последние дни на участках строительства «Консоли» рядом с «президентским» домом и в бухте Стрелецкой, на улице Ефремова.

Однако самое печальное, что вопросы зеленого строительства не нашли своего отражения в генеральном плане развития Севастополя. А это уже никак не согласуется с политикой государства. Проектировщики назвали свое видение города экополисом, но сам план не соответствует этому назначению. В 2-2,5 раза сокращены нормативы зеленых зон между домами. В селитебную зону включаются садовые общества. Идет прямая подмена понятий.

Эту мысль продолжила на заседании коллегии председатель общественных экологических организаций М.С. Литвиненко:

— Генплан вызвал у нас бурю негодования. А проектировщики отвечали: «Зачем зеленые насаждения в городе? У нас достаточная зеленая зона вокруг. А в городе мы устроим Париж, деревья будут расти на крышах». Вот потому-то у нас творятся неправедные дела в парках и скверах. Как мы ни пытались узнать, есть ли детальная планировка парка Победы, нам ее не дают. Значит, кому-то это выгодно.

______________

Наверное, многие причины экологических проблем в нашем городе можно объяснить этим словом: «выгодно». Да, значит, кому-то выгодно оттягивать принятие решений или, напротив, осуществлять скоропалительные действия по разбазариванию земель, строительству терминалов в береговой зоне, которая предназначена под места отдыха и оздоровления. А раз этот процесс продолжается и поддерживается, значит, нам еще далеко до Лас-Вегаса, Монако и прочих заманчивых заморских территорий.

Другие статьи этого номера