В этом законопроекте прописаны важные для простого человека стороны жизни — вселение, выселение, квартирные очереди, аренда жилого фонда.
В Жилищном кодексе появилось такое непривычное понятие, как «социальное» жилье. Его за счет средств государственного бюджета будут предоставлять льготникам. А вот из каких фондов будет предоставляться это жилье, непонятно. Если в Киеве и других регионах Украины строительство доступного жилья еще ведется, то в Крыму и Севастополе строительные компании специализируются в основном на дорогих элитных домах. Видно, что механизм предоставления социального жилья до конца не продуман. Во всяком случае, отсутствует главное — государственная программа строительства социального жилья.
Документ предусматривает отселение владельцев квартир из домов, где проводят реконструкцию. После завершения работ хозяева, скорее всего, не вернутся на прежнее место, а будут поселены в других районах населенного пункта. Вряд ли такая перспектива обрадует людей преклонного возраста, привыкших к своему микрорайону. Если собственник квартиры при реконструкции дома откажется переезжать, то его выселят принудительно, компенсировав стоимость квартиры. Опять же не сказано, по каким расчетам это определяется.
Что касается кредитов на строительство или приобретение недвижимости, то в кодексе законодатели закрепили положение, что получить кредит на эти цели можно только раз в жизни. Но у человека может возникнуть потребность и желание улучшить жилищные условия, скажем, и после выплаты кредита. Вряд ли это нужно запрещать, судя по действующим нормам взаимоотношений с банками.
Жилищный кодекс принес немало вопросов, хотя законодатели работали над ним три года и чуть ли не полностью обновили, стараясь ввести положения статей закона в рамки рыночных отношений. Как говорится, хотели как лучше, а вышло как всегда…
Как сообщает пресс-служба Президента Украины, глава государства согласен с необходимостью принятия нового Жилищного кодекса, обусловленной социально-экономическими условиями развития общества, переходом к рыночной экономике и современным стандартам общественной жизни, в том числе в жилищной сфере, однако документ не подписан главой государства по ряду причин.
Напомним, право на жилье Конституцией определено как основное право граждан. При этом для обеспечения государством данного права установлен принципиально новый подход, согласно которому государство создает условия, когда у каждого гражданина будет возможность построить жилье, приобрести его в собственность или взять в аренду.
Жилищный же кодекс оставляет устаревшие подходы в решении современных проблем, не является целостным актом жилищного законодательства. В частности, в кодексе определено, что жилищное законодательство регулирует отношения по обеспечению жильем граждан, которые нуждаются в социальной защите, по оплате такого жилья. Вместе с тем Конституцией предусмотрено предоставление льготным категориям населения жилья бесплатно или за доступную для них плату.
Отдельные положения кодекса не согласуются также с некоторыми законами Украины, в частности: «О социальных услугах», «О социальной адаптации лиц, отбывавших наказание в виде ограничения свободы или лишения свободы на определенный срок», «Об охране детства», «Об обеспечении организационно-правовых условий социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки», а также с недавно принятым законом Украины «Об основах социальной защиты бездомных граждан и беспризорных детей».
К примеру, Президент не согласился с предлагаемой кодексом возможностью передачи жилья по договору найма другим лицам из-за отсутствия съемщиков, скажем, на время пребывания детей в детских домах, на период пребывания лиц под стражей или отбывания ими наказания (пункты 3 и 7 части 2 статьи 65 кодекса). Эти положения Жилищного кодекса нарушают предписания части 1 статьи 30 Конституции Украины относительно гарантий неприкосновенности жилья.
«Один из недостатков кодекса — несоответствие отдельных его положений Конституции Украины и несогласованность с Гражданским кодексом Украины», — говорится в предложениях Президента.
Исходя из этого глава государства наложил вето на принятый Верховной Радой Жилищный кодекс, но вместе с тем предложил депутатам разработать новый законопроект, который в полной мере соответствовал бы Конституции Украины, с учетом современных потребностей общества.
Татьяна САННИКОВА.
По данным «Интерфакса-Украина», ранее сообщалось, что глава Государственного комитета по жилищно-коммунальному хозяйству А.Кучеренко заявлял о необходимости изъять из редакции принятого Верховной Радой Жилищного кодекса ст.22, прописывающую механизм принудительного выселения на основании общественной необходимости. Этот механизм, в частности, предусматривает, что реконструкцию кварталов со сносом ветхого жилья можно будет осуществлять без согласия жителей. При этом новые квартиры им должны быть предоставлены на территории населенного пункта, а не данного квартала, как было предусмотрено проектом принятого в первом чтении Закона о комплексной реконструкции кварталов (микрорайонов) устаревшего жилого фонда. Кроме того, ст.22 предусматривает, что новые квартиры жителям отселяемых домов будут предоставлены той же площади, что и квартиры в сносимых домах, а не в 1,5 раза большей, как это предусматривалось законопроектом о реконструкции. По словам А.Кучеренко, позиция Госжилкоммунхоза была «изложена премьеру и Президенту».
Вы готовы переселяться на кудыкину гору?
Дмитрий СУРЕНКО, инженер:
— При капитальном ремонте дома, скорее всего, на хорошее место не переселят. А если исходить из классического закона развития городов, то постепенно жилые кварталы вырастают по периферии, центр превращается в торгово-офисный. Но нашу неблагоустроенную пригородную зону знает каждый, и переселяться туда вряд ли возникнет желание.
Андрей Н., военнослужащий:
— Вместе с семьей я снимаю жилье ближе к центру исходя из своих финансовых возможностей. Хотя могу проживать бесплатно в одной из пригородных зон. В то же время в Америке предпочитают проживание в коттеджах за городом в лесо-парковой зоне. Там и жилье стоит дороже, чем в небоскребах в загазованном центре. У них и добираться к своим домам за город по великолепным шоссе на прекрасном авто намного быстрее и комфортнее, чем по нашим колдобинам на перегруженном автобусе, у которого в очередной раз лопнуло колесо. Я уже молчу об уровне сервиса на нашей периферии.
Татьяна МАНИНА, домохозяйка:
— Первое же знакомство с положениями Жилищного кодекса поражает противоречиями с конституционными правами на жилье. Ведь этого права никто не отменял, а как в таком случае понимать положение кодекса о принудительном переселении жильца в случае реконструкции дома? Именно как нарушение гражданских прав, не иначе!
Александр, строитель:
— Я не готов переезжать непонятно куда. И буду возражать. Родное гнездо всегда останется родным гнездом. Здесь все сердцу мило. Вместо того чтобы потихоньку ремонтировать дома, нам предлагают переселяться. В таком случае жильцов не вернут на прежние места. Для предпринимателей же эти дома могут стать лакомым кусочком. Жилищный кодекс написан для них. Такая ситуация кому-то и на руку.