Александр ТРАХАЧЕВ: «Для выполнения бюджета нужен симбиоз — законодательство, налоговик-профессионал и честный налогоплательщик»

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА СОБЕСЕДНИКА: Александр Сергеевич Трахачев родился 23 декабря 1952 года в г. Кирове Калужской области. В 1975 году окончил Брянский технологический институт. В 2000 году — Московский государственный социальный университет по специальности «Финансы и кредит». В налоговой службе работает с 1997 года. Государственный советник налоговой службы 2-го ранга. Предыдущая должность — первый заместитель председателя государственной налоговой администрации в Автономной Республике Крым. С июня текущего года — председатель ГНА в г. Севастополе.
— Александр Сергеевич, 9 июня состоялась ваша первая пресс-конференция в новой должности. За это время вы полностью вошли в курс дела? Ваши впечатления?

— Наверное, еще нет, потому что работа налоговой службы имеет в каждом регионе свои особенности. По моему мнению, в налоговых службах работают в основном высокопрофессиональные специалисты. Впечатление о севастопольских налогоплательщиках у меня двоякое. Настораживает один момент. Предприятия среднего и малого бизнеса в текущем году уплачивают до 40 процентов всех поступлений в бюджет, в то же время предприятия, имеющие большие валовые доходы, к сожалению, сегодня не показывают достаточной активности. Это меня волнует в первую очередь.

— Известно, что правительство Украины ведет планомерно обновление кадров. Ваше видение этой ситуации.

— Сегодня в связи с реорганизацией осталось четыре должности моих заместителей . Из них три должности уже укомплектованы. Реорганизация структуры налоговой службы, в соответствии с известным постановлением Кабинета министров N 179 от 12 марта 2005 года, уже в целом проведена. Предусмотрено значительное сокращение управленческого аппарата. Будет ликвидировано много управлений. Останутся отделы, сектора. Что касается начальников районных налоговых инспекций, то, в принципе, будет проведена ротация. Мы подбираем сотрудников по их профессиональным качествам, честности и умению работать с налогоплательщиками.

— Считаете ли вы, что задача по наполнению бюджета зависит только от слаженной работы налоговиков-профессионалов?

— Наверное, не все зависит от налоговиков-профессионалов, хотя налоговая служба и проводит большую работу. В первую очередь — законодательное обслуживание налогоплательщиков. Это главная задача.

Второй вопрос, от которого очень многое зависит, — это наше законодательство. Оно должно обеспечить прозрачность работы субъекта предпринимательской деятельности и возможность объективного контроля со стороны проверяющих служб. Хочу остановиться на таком понятии, как минимизация базы налогообложения. Необходимо в законодательном плане выработать критерий, какой может быть эта минимизация. То есть определить грань, когда предприниматель в рамках существующего законодательства минимизирует свою базу налогообложения, не нарушая при этом закона, и когда он практически становится не плательщиком налогов или субъектом, который уклоняется от уплаты налогов. Вот эти сложности вызывают определенные трения при работе с налогоплательщиками. Но самое главное в процессе — это честность и добросовестность налогоплательщика. Если сложится симбиоз — законодательство, налоговик-профессионал и честный налогоплательщик, — значит, будет и полноценное выполнение бюджета.

— Как вы оцениваете налоговую культуру общества?

— Так же, как и наша страна, налогоплательщик растет и совершенствуется. И если сравнить, что было несколько лет назад и сегодня, то, безусловно, уровень налогоплательщика значительно повысился. Об этом свидетельствует и статистика. К примеру, за 2000 год налогоплательщиками города было уплачено в сводный бюджет 247 млн грн, а всего за семь месяцев текущего года уже уплачено 250 млн грн. Я думаю, наступит период, когда можно будет ставить оценку нашим налогоплательщикам за налоговую культуру и она будет достаточно высокой.

— Известно, что налоговая стратегия нашего государства — это открытость, прозрачность, партнерские отношения с налогоплательщиками. Какие меры предпринимаются в этом направлении?

— Нами постоянно проводятся мероприятия по информированию общественности о работе налоговой службы, открытому и четкому диалогу между представителями коммерческих структур и налоговой службы, оказания содействия в утверждении принципов законности, прозрачности и взаимоуважения к представителям бизнеса, помощи в оптимизации их работы. Недавно обновлен состав общественного совета при ГНА в г. Севастополе, который будет активно участвовать в разработке и реализации действенного механизма проведения налоговой реформы, укрепления связей с общественностью.

Развитие партнерских отношений с бизнесом не самоцель, а долгосрочная перспектива честного сотрудничества для торжества экономической свободы ведения бизнеса и стабилизации, легализации и детенизации экономики, эффективных мер противодействия нездоровой конкуренции, коррупции и взяточничеству, формирования экономики европейского уровня.

— Александр Сергеевич, какие шаги осуществляет налоговая служба навстречу малому и среднему бизнесу ?

— 3 июня 2005 года принят закон Украины N2642-IV «О внесении изменений в некоторые законы Украины». Им предоставлено право не регистрироваться в качестве плательщика налога на добавленную стоимость субъектам упрощенной системы налогообложения, то есть юридическим лицам, которые уплачивают единый налог по ставке 10 процентов и достигли предельного порога для регистрации плательщиком НДС в размере 300 тыс. грн. Кроме того, ГНА Украины подготовила специальные разъяснения по снятию с регистрации плательщиков НДС, которые уже успели получить свидетельство, где снова были предприняты шаги навстречу малому и среднему предпринимательству, а именно: установлены неограниченные сроки подачи заявления для снятия с учета таких плательщиков НДС.

Для оказания действенной помощи малому и среднему бизнесу в ГНА в г. Севастополе начала работать приемная налогового специалиста, где предприниматель сможет получить не только консультацию по налоговому законодательству, ведению налогового учета, но и помощь по вопросу оптимизации своей деятельности, рекомендации по применению различных систем учета доходов и отчетности. Налоговая служба оказывает всестороннюю помощь и поддержку малому бизнесу. Хотелось бы, чтобы отдача от него была адекватной.

— Налоговая служба ведет усиленную борьбу с коррупцией и взяточничеством. Каковы результаты этой работы в Севастополе?

— В органах налоговых служб созданы отдельные структуры, которые занимаются выявлением и профилактикой коррупционных действий со стороны должностных лиц.

В своей работе отдел по борьбе с коррупцией управления налоговой милиции по организации взаимодействия в г. Севастополе, замыкающийся на Киев, руководствуется законом Украины «О борьбе с коррупцией», а также другими руководящими документами ГНАУ. Этот отдел имеет тесные рабочие контакты с аналогичными подразделениями силовых структур г. Севастополя. Подобное взаимодействие оказывает позитивное влияние на выявление и пресечение фактов коррупционных действий.

За второй квартал текущего года сотрудниками отдела по борьбе с коррупцией выявлено четыре преступления по фактам злоупотреблений служебным положением работниками налоговых органов г. Севастополя, материалы по которым переданы в прокуратуру. По двум выявленным преступлениям возбуждены уголовные дела, ведется следствие. Также составлен ряд административных протоколов в соответствии с законом «О борьбе с коррупцией», которые находятся на рассмотрении в суде.

В отделе по борьбе с коррупцией функционирует «телефон доверия» — 55-76-17, по которому граждане могут сообщить о ставших им известными фактах коррупционных действий со стороны сотрудников налоговых служб. Информация, получаемая по данному телефону, является конфиденциальной, огласке не подлежит и проверяется в обязательном порядке.

— Какие операции проводятся налоговой службой в период курортного сезона?

— В ходе проведения операции «Курорт-2005» выявлено 27 нарушений налогового законодательства. Изъято фальсифицированных алкогольных напитков на общую сумму 13,2 тыс. грн. Возбуждено два уголовных дела по фактам незаконного хранения и реализации спиртных напитков. Также проверено восемь крупных оптовиков подакцизной продукции. Из незаконного оборота изъято 1600 бутылок алкогольной продукции, маркированных незаконно полученными марками акцизного сбора. Совместно с правоохранительными органами и контролирующими службами проверено 27 субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих торговлю через киоски, лотки и другие места розничной торговли малой площади. Выявлено 12 нарушений, виновные лица привлечены к административной ответственности с применением штрафных санкций в сумме 20,41 тыс. грн. По результатам проверок совместно с УМВД Украины в г. Севастополе возбуждено уголовное дело по факту изготовления фальсифицированной винопродукции по одному из предприятий города. При этом изъято из незаконного оборота 30392 бутылки алкогольных напитков на сумму 110,9 тыс. грн, ведется следствие.

По предотвращению незаконной деятельности конвертационных центров и фиктивных предпринимательских структур, поставляющих и реализующих в курортной зоне горюче-смазочные материалы, алкогольные напитки, табачную продукцию и другие товары, пользующиеся повышенным спросом у отдыхающих, проводится операция «Фирма». Выявлено 5 преступлений, в том числе 2 по статье 205 УК Украины (фиктивное предпринимательство).

В целом за последние два месяца проведено более 400 проверок, во всех случаях установлены нарушения налогового законодательства. К субъектам предпринимательской деятельности будут применены штрафные санкции на сумму 659,9 тыс. грн.

Другие статьи этого номера