У западного подножия Ай-Петринского горного плато, в районе бывшего села Колхозного, находится спортивно-оздоровительный лагерь «Горный». На его территории стоит памятник — это крыло самолета с надписью: «Экипажу летчиков-черноморцев, погибших при обороне Севастополя 1941-42 гг. Останки найдены красными следопытами турлагеря «Горный».
В четырех километрах к востоку от лагеря «Горный», на западном склоне горы с отметкой 1096,0, на высоте 1075 метров, находятся бесформенные детали и металлические конструкции. В них угадываются стойка шасси, детали двигателя, элементы конструкции корпуса. По всей видимости — самолетные. Старожилы села Родниковского называют гору Самолетной. Они еще могут поведать о том, что в послевоенные годы найденные на ее склонах обломки алюминиевых листов использовали для изготовления ложек и посуды.
Осенью 1989 года в непосредственной близости от останков самолета мне встретилась группа севастопольских ветеранов-поисковиков под руководством подполковника в отставке Е.Б. Мельничука. Он и его спутники вели поиск мест базирования партизан Севастопольского и Балаклавского отрядов. Я обратил их внимание на детали самолета. Мы пришли к выводу, что самолет наш, видимо, бомбардировщик ДБ-3Ф (Ил-4), примерно 1938 года выпуска (они ранее определили по маркировке на баллоне), разбился во время войны и памятник в «Горном» ему соответствует.
Но в январе 1994 года к юго-востоку от места расположения останков самолета был обнаружен хомут с патрубка с клеймом » Wittek MFGCo Chicago USA рat N…FB-282″, а также детали стойки шасси. В течение 1994-2001 годов в данном районе было найдено в компактном расположении более двух сотен фрагментов деталей самолета и вооружения, часть с маркировкой производства США. Сильная деформация деталей, зона разброса позволяют сделать вывод о том, что самолет взорвался в воздухе, а не погиб вследствие удара о склон горы. А тип самолета с большой долей вероятности можно определить как военно-транспортный «Дуглас СИ-47», производства США времен Второй мировой войны.
Меня заинтересовала история о поставках в рамках «Ленд Лиза» авиационной техники из США в годы Великой Отечественной войны, а также о лицензионном, производимом в СССР варианте «Дугласа», Ли-2 (ПС-84). По мере накопления информации выявилось явное несоответствие памятника и реальных останков самолета в горах. Встал вопрос о необходимости достоверно выяснить дату установки мемориального обозначения.
С тех пор началось мое пока безрезультатное хождение по инстанциям. По вопросу памятника летчикам в лагере «Горный» я обращался в городской отдел охраны и использования памятников истории и культуры, в городское управление образования, к директору лагеря «Горный», в музей 8-й воздушной армии (с. Орлиное, школа N 47), в музей Черноморского флота, в музей героической обороны и освобождения Севастополя и другие инстанции.
В марте текущего года, получив мою информацию, совет ветеранов авиации ЧФ РФ на очередном своем заседании принял решение изучить историю памятника героям-черноморцам. Может быть, на эту публикацию отзовутся те, кто участвовал в установке памятника и поисковых мероприятиях.