О «мертвых душах», справедливости и тарифах на жилищно-коммунальные услуги

Сейчас в СМИ госадминистрация поднимает вопрос о необходимости повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ). Мы поддержали бы позицию СГГА и ее председателя, если б чиновники и ответственные лица аргументированно, с соответствующими разъяснениями, понятными каждому жителю города, объяснили, что именно сделано властями для улучшения обеспечения населения ЖКУ должного уровня и качества, установления удобного для севастопольцев режима работы жилищно-коммунальных служб, усиления контроля — властного и общественного — за соблюдением стандартов, нормативов, норм, порядков и правил в этой сфере. К сожалению, таких убедительных разъяснений со стороны властей пока не последовало. Наоборот, некоторые документы, подготовленные в СГГА, убеждают нас, членов «Городского кольца», в том, что не нужно спешить с «поголовным» увеличением тарифов, нужно сначала разобраться в путанице и неразберихе, царящих в жилищной сфере, и в некомпетентности отдельных чиновников УЖХ.
Вот два примера. Рассмотрим один документ, разработанный администрацией Ленинского района. Не знаем, какую реакцию он вызовет у читателей, у нас — членов общественной организации «Городское кольцо» — только отрицательные эмоции. Документ на 10 страницах и носит название: «План мероприятий рэпов и ведомств Ленинского района по подготовке жилищного фонда к осенне-зимнему сезону 2005-2006 гг.» Он подписан начальником отдела ЖКХ ЛРГА В.И. Наумчиком и утверждён зампредседателя РГА А.П. Храбровым. Этот план на одном из семинаров с органами самоорганизации района был роздан их председателям для ознакомления и осуществления контроля.

Конечно, прежде чем обнародовать документ, нужно было первым руководителям района самим внимательно посмотреть его, потому что этот план дискредитирует не только районную, но и городскую администрацию, в т.ч. политику увеличения тарифов. Весь план приводить не будем, только отдельные позиции, и начнём с самого простого:

«РЭП N3 п. 1.2.5. Остекление жилого массива: 8 кв.м, выделяется 2500 грн. РЭП N22 п.1.65. Остекление жилого массива: 100 кв.м выделяется 25300 грн. РЭП N 7 п. 1.3.4. Остекленение жилого массива: 39 кв.м. выделяется 2300 грн. РЭП N17 п.1.5.6. Остекление жилого массива: 42 кв.м выделяется 2400 грн».

По нашим подсчётам, таким образом 1 кв. м остекления каждый РЭП оценивает по-своему: РЭП N 3 — 300 грн, РЭП N 22 — 253 грн, РЭП N17 — 57,1 грн, РЭП N 7 — 58,9 грн. РЭП N 17 включил в остекление жилого массива по ул. Большой Морской дома N16, 22, 26, которые вообще в этом не нуждаются. Мы проверили эти здания и знаем обстановку. Никто из жильцов не подавал заявку на остекление. Может, и другим домам тоже не требуется остекленения? Вопрос: «Какая необходимость включать в план мероприятий остекленения дома, которые не нуждаются в этом?» Ответ очевиден — больше выделят средств. А на что они потом уйдут?

Сначала мы подумали, что это описка, что мы ошибаемся в расценках, предлагаемых рэпами. Ведь какой нормальный человек будет платить 300 грн за кв. метр стекла? Но анализ других позиций плана подтвердил, что мы не ошибаемся. Наоборот, официальный документ вызвал ещё большее недоумение.

Ремонт СЦО (система центрального отопления): один погонный метр РЭП N1 оценивает в 209,5 грн, РЭП N3 — в 60 грн, РЭП N16 — в 82,3 грн, РЭП N22 — в 128 грн, РЭП N17 — в 619 грн. Ремонт ХВС (холодного водоснабжения): один погонный метр РЭП N 1 оценил в 300 грн, РЭП N3 — 272 грн, РЭП N7 — 208 грн, РЭПN16 — 82,3 грн., РЭП N17 — 68,2грн, РЭП N22 — 724,3 грн. Ремонт ГВС (горячего водоснабжения): один погонный метр РЭП N 3 оценивает в 151 грн, РЭП N7 — 1083 (!) грн, РЭП N17 — 486 грн, РЭП N22 — 1109,4 (!) грн.

Такая же дикая разница в ремонте мягких и шиферных кровель со стороны каждого рэпа. В 22 позициях вообще не указаны адреса домов, где планируется тот или иной ремонт, что исключает возможность контроля со стороны органов самоорганизации. Даже в сводной таблице, куда включены все мероприятия по подготовке к осенне-зимнему периоду, имеются расхождения в суммах выделенных денег, в числе выполняемых мероприятий, в самом количестве домов. А ведь не должен рэп ошибаться в том, сколько он обслуживает домов и какие именно имеет СЦО, а какие нет. РЭП N16 обслуживает всего 101 дом с СЦО, а планирует обслуживать 107! В п.1.5.2 РЭП N17 на ремонт 170,5 м/п ХВС запросил 11600 грн, а в п. 1.6.2 РЭП N 22 за ремонт 41 м/п ХВС запросил 35500 грн. Разница в 10 раз!

Можно понять, каждый рэп имеет свою специфику, но существуют нормативные расценки, которыми они должны руководствоваться и которые необходимо было внести в этот план для ознакомления и контроля со стороны органов самоорганизации. Какие могут быть аргументы у чиновников УЖХ по поводу повышения тарифов, если они даже не могут составить толковый план подготовки жилфонда к осенне-зимнему периоду в соответствии с нормативными расценками по каждому ремонту? Больше удивляет, как высокие начальники могли утвердить этот безликий план. Где же тут «социальная справедливость», о которой так много говорят сейчас с высоких трибун?

Второй пример. Кто у нас в городе контролирует мониторинг состояния расчётов за жилищно-коммунальные услуги? По просьбе администрации Ленинского района органы самоорганизации составляют списки избирателей. При подготовке этих списков члены домового комитета «Адмиральский дворик» только в трёх домах столкнулись с безхозяйственностью, с которой никто не хочет бороться. Приходят расчётные счета из «Севтеплоэнерго», из «Севгорводоканала», из «Севастопольэнерго», «Укртелекома» на квартиру, хозяева которой умерли несколько лет назад. А само жилье продано полтора года назад, переведено в нежилое помещение, и сейчас в этой квартире разместился магазин. Но ведь кто-то должен отслеживать переход квартир из рук в руки и изменение их статуса. И тем более проверять, остались ли долги от прежних хозяев!

В другой квартире человек умер, но льготные счета приходят и кто-то их оплачивает. Есть и квартира, которая не переведена в нежилую, но в ней размещается магазин. Есть такие, где неизвестно, кто владелец, но в них живут люди, пользующиеся всеми коммунальными услугами. Многие квартиры сдаются приезжим, которые просто приезжают на юг «оторваться», не заботясь порой об удобствах соседей. Кто контролирует это? Никто! Почему остальные жильцы должны оплачивать за приезжих ЖКУ, а не они сами или владельцы квартир?

Один хитрый владелец соединил жилую квартиру на Большой Морской, в которой прописан, но не живёт, с другой, переведенной в нежилой фонд. И из двух квартир сделал магазин. Но плату за ЖКУ осуществляет, как за квартиру. Понятно, что институт прописки ликвидирован, но есть органы регистрации: не может быть такого состояния, что человек умер, а счета приходят в течение нескольких лет. Ведь квартиры не пустуют. Повторяю, это только в трёх домах мы проверили, как обстоят дела. А если по всему городу: сколько наберётся таких «мёртвых душ»? Долги висят на ушедших из этого мира, а не числятся за теми, кто выкупил их квартиры, а потом переделал под торговые точки или офисы. Сколько инстанций прошли — перепродажа квартир, перевод их в нежилые, а долги остались! Создается впечатление, что кто-то намеренно (за мзду?) не контролирует эти процессы.

Другие статьи этого номера