Кому еще коммунальной собственности?

В городе экстренно приватизируются коммунальные площади. Через несколько лет они будут перепроданы по ценам, превышающим нынешние в несколько раз.
28 августа в Гагаринском районе состоятся довыборы депутата по 16-му избирательному округу. За место в сессионном зале городского совета будут бороться около двух десятков (!) кандидатов. Причем победителю удастся посидеть в мягком депутатском кресле всего полгода: в марте 2006 года севастопольцам придется выбирать новый депутатский корпус. Однако краткость пребывания во власти не останавливает кандидатов в депутаты перед большими финансовыми растратами в предвыборной гонке. Почему? Неужели внезапное обогащение некоторых депутатов нынешнего корпуса настолько велико, что идущие по их следам надеются «отбить» вложенные в выборы средства за такой рекордно малый срок? А ведь земли и коммунальной собственности в городе осталось столько, что, по словам депутата горсовета Игоря Чечетина, следующий депутатский состав будет принимать участие в заседаниях комиссий «по клочкам земельных ресурсов» и «остаткам коммунальной собственности».

Что происходит в Севастополе в области земельных отношений, «Слава Севастополя» подробно рассказала в целой эпопее о строительстве АЗС в микрорайоне Камышовой бухты, в материалах об элитной застройке в микрорайоне «Омега-2А», в статье «15 тысяч долларов — стартовая цена депутатского места?» («Слава Севастополя», 22.06.2005 г.) и, конечно же, в «Теме N1» «Земельный бизнес» («Слава Севастополя», 16.08.2005 г.). Однако в области раздела коммунальной собственности разгораются не менее жестокие страсти. В последние три года предприниматели, имеющие вход во властные структуры, сумели завладеть коммунальными площадями за мизерные (по меркам стоимости недвижимости в Севастополе) суммы. Приватизированные помещения пока не выставляются на продажу — достаточно раскрыть любую специализированную газету агентств недвижимости, чтобы убедиться в этом. Обусловлено это тем, что, по мнению крупных российских инвесторов, через несколько лет в Крыму ожидается «сумасшедший» рынок недвижимости. И именно поэтому сегодня во власть пытаются пройти риэлтеры. Известно, по подсчетам новой администрации, что с 2002 года громада уже потеряла земель на миллиард гривен. Сколько потерял и еще потеряет бюджет в результате приватизации коммунальной собственности, специалистам СГГА еще придется подсчитать.

Пример. По словам председателя фонда коммунального имущества городского совета Андрея Ювченко, сегодня он предлагает отклонить приватизацию офисного помещения площадью 40 квадратных метров в здании на улице Большой Морской. Находящееся в коммунальной собственности помещение дает ежемесячно в бюджет города (за счет собираемой арендной платы) приблизительно тысячу долларов. Если его приватизировать сегодня, то вырученная сумма составит 36 тысяч долларов.

Во-первых, таких цен в Севастополе вообще уже не существует, а во-вторых, зачем его продавать, если на эту же сумму коммунальное помещение пополнит бюджет всего за три года?

Подготовка коммунальных помещений к продаже — процедура отработанная, хотя требует больших усилий на первоначальном этапе. Сначала простому смертному предпринимателю нужно самостоятельно найти помещение под аренду. (Поскольку в данном материале речь ведется о коммунальной собственности, оставим за рамками газетной полосы его общение с частными лицами, то есть с теми, кто уже успел выкупить собственность громады). Первым, кто встает на тернистом пути искателя, является директор рэпа. Ответственному работнику ремонтно-эксплуатационного предприятия нужно сильно понравиться, чтобы он открыл ТАЙНУ — наличие свободных помещений на подведомственной ему территории. Получив удовольствие от общения друг с другом, директор и предприниматель расстаются. Работник коммунального хозяйства продолжает заботиться о текущих кранах, крышах и подвалах подведомственного ему жилого фонда, а предприниматель начинает заботиться о получении ходатайства от районной администрации на передачу ему в аренду выисканного самолично помещения. И уже потом, с заявлением и ходатайством, представитель бизнеса отправляется в управление по вопросам имущества коммунальной собственности СГГА.

Управление подает документы на рассмотрение арендной комиссии, которая состоит из депутатов и чиновников и собирается в лучшем случае два раза в месяц. Далее предприниматель за свой счет нанимает эксперта-оценщика для определения рыночной стоимости объекта с целью расчета месячной арендной платы. С этим документом на руках он отправляется в ГКП «Арикон», которое готовит договор и рассчитывает арендную плату. Оттуда будущий арендатор вновь отправляется в большое здание исполнительной власти к сотрудникам управления, где ему готовят полный пакет документов. Все. Ему остается всего два раза перейти дорогу на улице Ленина. Первый раз, чтобы в здании пониже, на нечетной стороне улицы, согласовать документы в фонде коммунального имущества городского совета. И второй — чтобы отнести эти документы назад в управление. И только после этого происходят регистрация договора и его подписание. Таким образом, от заветной цели — стать арендатором — предпринимателя отделяют 10 шагов и около двух месяцев.

Спору нет, вся эта запутанная цепочка создавалась и отрабатывалась годами, чтобы к делу потенциального арендатора приобщилось как можно больше честных и справедливых чиновников и народных избранников. Ведь не дело это, если список коммунальных помещений, пустующих и подлежащих аренде, вдруг взять да и вывесить на официальном сайте, скажем, фонда коммунального имущества. А вдруг его враги увидят? Черт-те что может получиться! На одно помещение смогут «запретендовать» сразу несколько предпринимателей. Начнут участвовать в прозрачном конкурсе, кто больше денег за аренду даст, а что в это время делать сильно располневшему за годы независимости исполнительному аппарату вместе с депутатами, которые тоже жить хотят?

А так бюджет города недополучает всего-то арендную плату за эти два месяца, а предприниматель расстается с энным количеством денег и отмерших нервных клеток. Но, как показывают дальнейшие события, делает он это не зря. Потому что, если он не «простой смертный» или, более того, его предприятие размещается на арендуемых коммунальных площадях давно, то собственность эту можно отхватить очень даже по сходной цене.

Делается это так. Арендатор, согласно законодательству о приватизации, имеет право на выкуп арендуемого помещения, если он внес в дело улучшения коммунального объекта сумму, большую чем 25 процентов от его первоначальной стоимости. Так вот, решение о том, кому предоставлять право на проведение ремонтных работ, а кому нет, принимает депутатская комиссия, у которой, по словам бывалых бизнесменов, «ответственности ноль». Зато масса полномочий, а также понимание, что предприниматель будет вкладывать деньги в коммунальный объект не из благотворительных соображений. Он, можно сказать, финансирует свою будущую собственность. Выводы делайте сами. Но, кстати, именно на работе этой комиссии и «погорел» депутат городского совета, выдвиженец Союза офицеров, Р.Е.Черненко. Цитируем газету «Городское кольцо» от 7 мая 2005 года: «…зашел раз (Черненко. — И.К.) в известный севастопольский магазин бытовой техники. И принялся сказки рассказывать, дескать, от его подписи судьба подвальчика, на который предприниматель глаз положил, положительно решиться не может. Новоявленный Остап Бендер не рубль на хлеб насущный сыскать пытался, а стиральную машинку попросил в обмен на свою заботу…но напоролся депутат на предпринимателя с большим жизненным опытом, вхожего в высокие кабинеты различных интересных зданий». Короче, попался депутат на взятке, причем позорно мелкой. Видимо, не входил депутат Черненко в круг избранных, допущенных к разделу коммунальной собственности, и со своей стиральной машинкой сильно подрывал крупный авторитет депутатского корпуса, за что заветным мандатом и поплатился. Ну да ладно, депутата по фамилии Черненко в городском совете больше не существует, но комиссия-то по вопросам собственности, управления коммунальным имуществом и функционирования городского хозяйства осталась.

Так вот, после того, как комиссия выносит положительное решение по ремонту помещения, управление СГГА оформляет разрешительные документы, предприниматель завершает ремонт, а горсовет принимает решение о приватизации, фонд госимущества проводит конкурс по отбору оценщиков — фирм, имеющих лицензии на проведение такого рода работ. Прибывшего на объект оценщика — победителя конкурса — с распростертыми объятиями и накрытыми столами встречает сам будущий хозяин помещения. И здесь у них появляется уйма времени для неформального общения. В общем, внезапная любовь между оценщиком и хозяином вполне может закончиться значительным занижением стоимости предлагаемого к продаже помещения.

Избежать искусственного занижения стоимости коммунального имущества можно было в том случае, если бы горсовет принял решение, предписывающее фонду коммунального имущества приватизировать собственность громады не ниже определенной ценовой планки (в зависимости от района города). Во время слушания вопроса «О принятии «Программы оптимизации структуры коммунальной собственности», включающей в себя перечень объектов, подлежащих приватизации, депутат Чечетин эмоционально предлагал внести в нее поправки дифференциального подхода к оценке продаваемых объектов. А именно: помещения, расположенные на ул.Большой Морской, продавать не ниже стоимости одного квадратного метра в тысячу долларов; на ул. Ленина — от $600; на пр. Острякова — от $350; на ул.Горпищенко — от $250 и на «Летчиках» — от $300.

Теперь программа выполнена на 65 процентов. То есть уже приватизировано 124 объекта коммунальной собственности. И предложения по продаже продолжают поступать. А что взамен получает городская громада? Город просто проедает вырученные от продажи средства, не заботясь о своем будущем. Продажа обветшавших, требующих значительных средств на реставрацию зданий — мировая практика. «Процесс приватизации приносит территориальной громаде значительные бюджетные поступления, а также привлечение инвестиций в коммунальную и социальную сферы, — уверен Андрей Ювченко. — Другое дело, что полученные средства необходимо аккумулировать для строительства новых коммунальных объектов. К примеру, на строительство подводного тоннеля между Южной и Северной сторонами города. Его строительство равно сумме, которая могла бы быть выручена от продажи всего одного земельного участка или нескольких объектов недвижимости в центре города». Однако такой подход к делу остается лишь фантазиями молодых депутатов, впрочем, как и их желание создать открытую сводную базу данных свободных площадей. И это несмотря на то, что, как утверждает Ювченко, «горсоветом принято решение о формировании реестра коммунальной собственности, но его выполнение остается без внимания СГГА».

Но вернемся к выборам. Довыборы 28 августа станут последними, когда за власть будут бороться конкретные личности, которым можно посмотреть в глаза, изучить их биографии. В марте 2006 года граждане страны будут голосовать за партийные списки. И нынешние кандидаты в депутаты, за редким исключением, уже не свободны от политических взглядов. Так что, исходя из того, что за пол-года кандидат-победитель ничего не сможет изменить в жизни города (вопрос о собственном обогащении оставляем открытым), можно утверждать, что эти выборы — это репетиция следующих. Политическим партиям города предоставлен уникальный шанс выявить свои рейтинговые позиции среди севастопольцев. А какой шанс у севастопольцев? Получить еще одного избранника. И каким он будет — пришлым рвачом или человеком, любящим свой город и его горожан, — зависит от нас.

Другие статьи этого номера