Имя Л.И.Митина по решению правительства Украины носит Севастопольское государственное гидрографическое предприятие

10 фактов из жизни «самого плавающего адмирала» и «самого неравнодушного эколога».
1. Родился Лев Иванович Митин в российской глубинке — на Ярославщине. А заболел морем и прошел путь от курсанта военно-морского училища до контр-адмирала, начальника гидрографической службы Черноморского флота. Л.И.Митин удивительно органично соединил в себе профессиональные знания, корабельную выучку и военно-научный поиск. Будучи флагманским штурманом флота, Лев Иванович защитил кандидатскую диссертацию на тему «Навигационно-гидрографическое обеспечение боевой деятельности кораблей». Был избран почетным доктором наук Казанского университета. Стал лауреатом Государственной премии Украины.

2. На Черноморском флоте Л.И.Митин начинал службу в качестве штурмана на линкоре «Новороссийск». О молодом штурмане Л. Митине на флоте гремела слава как о лучшем штурмане соединения. И было естественно, что после окончания академии командование ВМФ доверило молодому офицеру высшую командную должность на флоте — флагманский штурман ЧФ. В пору развития и расцвета флота Л.И. Митин руководил штурманским обеспечением перехода кораблей «кубинской эскадры», похода крейсера «Орджоникидзе» и двух сторожевых кораблей в Индонезию, во время которого советский корабль впервые прошел Суэцкий канал, прохода больших кораблей через пролив Босфор и авианесущих крейсеров по Днепро-Бугскому лиману.

3. Десять лет в должности главного штурмана флота дали огромный практический опыт, знания, пригодившиеся в руководстве гидрографической службой флота, которую Лев Иванович возглавлял 12 лет. В те времена это была полнокровная служба, включавшая десятки гидрографических судов, большой коллектив гидрографов и специалистов-исследователей. Лев Иванович организовывал ежегодные кругочерноморские экспедиции для гидрографов на флагмане научного гидрографического флота «Адмирал Владимирский». Именно в этот период было положено начало плановым комплексным исследованиям Индийского и Атлантического океанов, Средиземноморского региона, производству гидрографических, геофизических, гидрометеорологических работ в странах Африки, Азии и Латинской Америки. В гидрографии полным ходом велось внедрение новой океанографической, гидрографической техники, оснащение всех подразделений современным оборудованием. Работники всех маяков Черноморского побережья — от острова Змеиного до Сухуми — по сей день с благодарностью вспоминают, как много сделал Л.И. Митин для улучшения условий труда и быта маячников. Благодаря его настойчивости на Тарханкутском, Евпаторийском, Херсонесском, Ай-Тодорском, Геленджикском маяках поднялись современные жилые здания для маячников. Все маяки от первобытного «деревенского» состояния были подняты до современного уровня.

4. По роду деятельности Л.И.Митину приходилось принимать участие в решении различных оборонных вопросов на самом высоком уровне, в том числе во встречах командования Черноморского флота и ВМФ с Н.С. Хрущевым, Л.И. Брежневым, Н.В. Подгорным, А.А. Гречко, Г.Н. Титовым, руководителями братских коммунистических партий. Эрудиция Льва Ивановича, глубокое знание военного дела, интерес и умение заниматься научными исследованиями способствовали его тесной и искренней дружбе с видными учеными и крупнейшими океанологами страны: И.Д. Папаниным, Б.Е. Патоном, А.Ф. Трешниковым, Е.Ф. Шнюковым, П.Ф. Гожиком, П.Д. Бараболей, Б.А. Нелепо, В.Н. Еремеевым и многими другими отечественными и севастопольскими учеными, с писателями, в том числе Геннадием Черкашиным.

5. Идея Л.И. Митина поднять значимость гидрографии как науки, заявить об этом на весь мир воплотилась в первой кругосветной Антарктической экспедиции черноморских гидрографов на океанографических исследовательских судах «Адмирал Владимирский» и «Фаддей Беллинсгаузен». Наши корабли прошли курсом русских первооткрывателей Антарктиды Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева. В экспедицию входило свыше 100 научных сотрудников из московских, киевских, харьковских институтов и много флотских специалистов. Из 147 суток плавания 60 прошли во льдах и айсбергах при частых штормах. Результаты похода обогатили мировую науку. Высоко оценивая вклад Л.И. Митина как научного руководителя этой экспедиции, Институт геологических наук НАНУ выступил с предложением о присвоении одному из островов архипелага Антарктиды имени Л.И. Митина.

6. Научные интересы Льва Ивановича выходили далеко за рамки его служебных функций. Еще на крейсере он провел исследование причин снижения скорости корабля из-за обрастания корпуса. Когда началось освоение ракетной техники, рассчитывал направление и дальность при стрельбе по невидимой цели, что позволило определять оптимальную вероятность попадания. С особой ответственностью Л.И. Митин анализировал причины гибели линкора «Новороссийск», принципиально полагая, что, если бы материалы следствия были более открытыми, они стали бы уроком для многих моряков и впоследствии удалось бы предотвратить гибель БПК «Отважный» и теплохода «Адмирал Нахимов». Эти его размышления вошли в «Атлас морских захоронений в Черном и Азовском морях», получили свое развитие в изданных через несколько лет книгах «Катастрофы на Черном море», «Это опасное Черное море» (в соавторстве с его ближайшим другом и соратником Е.Ф. Шнюковым). За заслуги в обеспечении мореплавания на Черном и Азовском морях Л.И. Митину присваивается звание почетного работника Морфлота СССР, а по стажу плавания — капитана дальнего плавания. Лев Иванович избирался членом президиума Советского комитета международной организации «За мир, разоружение и экологическую безопасность».

7. Научно-практическую деятельность в области гидрографии и ее истории, экологии и охраны Черного моря Лев Иванович не оставил и после военной службы. Как старший научный сотрудник Отделения геологии Национальной академии наук Украины, Лев Иванович участвовал в морских экспедициях АН УССР на НИС «Михаил Ломоносов», НИС «Академик Вернадский», НИС «Профессор Водяницкий». Особое внимание и повышенный научный интерес Л.И.Митина вызывала самая уязвимая зона Черного моря — его шельф, на состояние которого остро влияют все антропогенные процессы. Наиболее интересными результатами тех лет (1989-1995) были открытие Ломоносовского подводного массива магматических пород, изучение газовых фонтанов на дне моря, поиски грязевых вулканов, изучение субмаринных источников пресных вод в каньонах близ берегов Крыма. Академик Е.Ф. Шнюков вспоминает: «При изучении дна глубоководных каньонов требовалась особо тщательная штурманская прокладка курса судна. Лев Иванович со свойственным ему высоким штурманским профессионализмом был в этой работе на высоте. Благодаря ему удалось доказать высачивание пресных вод в каньонах».

8. Л.И.Митин усиленно работал над разрешением проблем водообеспечения Севастополя. Понимал: катастрофически уменьшается рекреационный потенциал бассейна. Бил в набат: над Черным морем зависла еще одна экологическая бомба замедленного действия в связи с тем, что море становится своего рода первоначальным пунктом для перевозки нефти. А ведь последствия эксплуатации нефтяных месторождений в прибрежных водах, строительство нефтяных терминалов, развитие танкерного флота чреваты экологической трагедией, и без того в Черное море попадает ежегодно 170 тысяч тонн нефтепродуктов.

9. Л.И.Митин является автором нескольких книг, десятка монографий, более 100 научных статей. Он автор программы «Спасение Черного и Азовского морей», которая, к сожалению, в политическом водовороте 90-х годов прошлого столетия не была оценена по достоинству. Только на экологические темы опубликовано более 20 книг и исследований Л.И. Митина. Его научные, научно-популярные статьи и монографии на экологические темы опубликованы более чем в ста отечественных и зарубежных изданиях. За восьмитомную монографию о шельфе Черного моря (в соавторстве) Л.И. Митин был удостоен звания лауреата Государственной премии Украины. Главное детище Льва Ивановича, которому он отдал 15 лет своей жизни, — «Атлас охраны природы Черного и Азовского морей», подготовленный в соавторстве с большой группой известных ученых. В настоящее время атлас находится в работе в Главном управлении навигации и океанографии МО РФ.

10. Л.И.Митин вел активную общественную деятельность. Многие годы он возглавлял Севастопольское общество географов. «Так как общество не имело своего офиса, — вспоминает кандидат географических наук Р.Я. Миньковская, — большая часть экологов, географов, мореведов, общественников-природолюбов толпилась в квартире контр-адмирала Митина. В результате этого бесконечного народного хождения образовалась «незарастающая народная тропа», ведущая от входной двери в гостиную (она же библиотека, она же зал и по совместительству спальня, когда приезжают гости). Скромность этого жилища, подбор книг, трофеи морских экспедиций, подарки друзей и знакомых, картины, цветы — всё это было добрым, уютным и простым. Хозяин, Лев Иванович, человек широкий во всем: фигуре, улыбке, радушии, делах. При этом широта души как-то органично сочеталась со скромностью, доброжелательностью, интеллигентностью, готовностью помочь не только словом, но и делом. Общаться с ним было редким удовольствием. К нам, младшим, «морской лев» относился по-отечески сердечно, говорить с ним можно было откровенно обо всем на свете. Однажды попав в «сферу притяжения» Льва Ивановича, приятно (и полезно для развития) было находиться под магнетизмом этой незаурядной личности. Думаю, во многом аура этого дома складывалась не только из обаятельности его хозяина, но и из любви, терпения и трудолюбия его умной, красивой и доброй жены — Лилии Павловны. Забота, порядок и взаимное уважение в семье — счастье для любого человека, тем более для моряка».

Вот таким остался в нашей памяти Лев Иванович Митин, которому сегодня, 23 августа, исполнилось бы 80 лет. По трагическому совпадению с днем рождения он умер 24 августа 1998 года.

Другие статьи этого номера