Вячеслав ДЗЮБА: «Курортный сезон экзаменовал всех транспортников»

Пассажирскому автотранспорту, который вслед за троллейбусами стал одним из основных видов перевозок в городе, в последнее время уделяется повышенное внимание. Причем как со стороны СМИ, самих пассажиров — потребителей транспортных услуг, так и их основного заказчика — горгосадминистрации. Причем СГГА старается оперативно реагировать на «сигналы снизу», систематически проводятся проверки общественного транспорта, чиновники выезжают, как говорится, на места. О выводах после таких проверок и сегодняшнем положении дел в транспортной отрасли города рассказывает ее куратор — заместитель председателя СГГА Вячеслав Алексеевич ДЗЮБА:
— К сожалению, наш транспорт сегодня ругают все, кому не лень. И СМИ освещают пассажироперевозки преимущественно в негативных тонах. Хотя в этой отрасли городского хозяйства не все так плохо, как «малюют». В этом я убедился лично. Да и многие гости, особенно россияне из неизбалованных транспортным сервисом городов центральной глубинки РФ (Тамбов, Пермь, Пенза и др.), сравнивая все с «домом», отмечают здесь неизмеримо более высокий уровень автоперевозок, новизну городского автопарка, ритмичность графика троллейбусов и т.п.

Да, в Севастополе у общественных перевозок своя особенность. Город по площади — самый большой в Украине, и в основном автотранспорт соединяет отдельные районы в единый организм. Это особенно важно в условиях переориентации на туризм и рекреацию: здесь транспорт выполняет имиджевую роль. Сегодня значительное впечатление от пребывания у нас гости составляют от того, как их доставляют к достопримечательностям Севастополя. Наплыв гостей — не только благо для городского бюджета и бизнеса, но и громадное напряжение для всей транспортной инфраструктуры. Именно курортный сезон экзаменует всех транспортников. Объемы перевозок в летние месяцы возрастают в несколько раз, создавая определенные трудности севастопольцам.

В настоящее время для удовлетворения потребностей населения Севастополя и гостей в транспортных услугах путем многолетнего совершенствования конкурсной системы отбора перевозчиков у нас создана сеть автобусных маршрутов, работающих в обычном режиме движения: 33 городских маршрута протяженностью 314 км и 8 пригородных — на 365 км; 15 троллейбусных (200 км) и 3 катерных (12,5 км). А сеть маршрутных такси (автобусы малого класса) насчитывает уже 75 городских и пригородных маршрутов общей протяженностью 1325 км.

На всех троллейбусных и катерных маршрутах, а также 30 автобусных (20 городских и 10 пригородных) транспорт работает в обычном режиме движения и осуществляет перевозку льготных категорий пассажиров. На эти цели в 2005 г. в бюджете предусмотрено 13,5 млн грн и предприятия помесячно финансируются из госбюджета.

Для обслуживания существующей маршрутной сети города в 2005 г. используется 140 автобусов большого и среднего класса, 934 — малого класса, 135 троллейбусов, 9 катеров и 2 парома. Общий объем перевозок в первой половине 2005 г. в нашем городе оценивается в 115 млн пассажиров с распределением по видам: троллейбусные — 60,2%, автобусные в обычном режиме — 6,0%, ГП «Морской торговый порт» — 4,7%, маршрутные такси — 29,1%.

Сейчас на рынке городских пассажирских перевозок работают 14 предприятий транспорта и 10 физических лиц на автобусных маршрутах по индивидуальным лицензиям. Стоимость проезда в автобусах обычного режима в городе составляет 75 коп., в троллейбусах — 50 коп. Тарифы в автобусах и микроавтобусах в режиме маршрутного такси колеблются от 75 коп. до 1,5 грн в зависимости от протяженности маршрута.

Отмечу, что уровень цен проезда в городском пассажирском транспорте все последние 5 лет в среднем на 35-40% ниже, чем в аналогичных по численности населения, площади и протяженности маршрутов городах Украины и СНГ. Например, в Киеве и Одессе билет в автобусах среднего класса — 1 грн, а малой вместимости — 1,5-2 грн.

Так что в целом уровень обеспечения населения пассажирскими перевозками по основным показателям является удовлетворительным, превышающим уровень, достигнутый в других регионах страны.

Подчеркну, что в нашем городе нет ни одного жилого массива, куда не ходит общественный транспорт. И те, кто бывает в других городах, могут воочию убедиться, насколько лучше выглядят наши транспортные средства — автобусы большой и средней вместимости Минского автозавода, черкасские «Богданы», бориспольские «Эталоны», самаркандские «Узотоёлы», «Мерседесы» различных модификаций, «Форды» и «Фольксвагены», на приобретение которых перевозчиками затрачено около 5 млн у.е.

Именно этому транспорту в нашем городе разрешено движение по центральному городскому кольцу. Подобное перераспределение движения транспортных средств не только улучшает экологическую обстановку в центре города, но и значительно стимулирует перевозчиков к замене микроавтобусов на машины вместимостью более 17 мест. Лучшими транспортными предприятиями города являются ГКП ГС «Севэлектроавтотранс», ОАО «АТП-14330», СФ ООО «СимСитиТранс».

Но самое главное: за короткий срок у нас сформировался системный перевозчик. Если в 2004 г. в городе осуществляли перевозку 245 физических и юридических лиц, то в 2005-м их осталось 24 (в Киеве 78). Решая вопрос укрупнения АТП, город решает вопросы безопасности и качества перевозок. Сегодня весь транспорт, выходящий на линию, сертифицирован и проходит технический контроль, а водители — медицинский.

Отдельные перевозчики, не дожидаясь принятия новой редакции закона Украины «Об автомобильном транспорте», прошли добровольную сертификацию пассажирских транспортных услуг, что, безусловно, повысит их шанс на предстоящих конкурсах. Другие активно занимаются обустройством мест межрейсового отстоя транспортных средств, остановочных комплексов, диспетчеризацией маршрутов. Так, совсем недавно в Гагаринском районе появился новый диспетчерский пункт для автобусов маршрута N 109. Для удобства севастопольцев расширяется сеть автобусных маршрутов. Только в 2005 г. дополнительно для микроавтобусов их открыто 10.

Вместе с тем в существующем транспортном комплексе города есть серьезные проблемы, и главной целью разработанной региональной программы «Транспорт», которая давно находится на рассмотрении в горсовете, является их постепенное решение. Для этого должны активно использоваться существующий потенциал, накопленный передовой опыт, финансовые возможности местного бюджета и развития рынка транспортных услуг при обязательном достижении высокого качества услуг и их доступности для всех слоев населения.

Основными проблемами совершенствования системы городских пассажирских перевозок являются:

— ежегодно выделяемой дотации предприятиям городского общественного транспорта на перевозку льготных категорий граждан (115000 чел.) и компенсации за убыточность транспорта, работающего в обычном режиме движения, явно не хватает. Минимально необходимая сумма ежегодной дотации — 25,1 млн грн без закупки нового подвижного состава. Недостаточное финансирование сказывается на всем транспортном комплексе. В результате на 90-95% изношены основные фонды предприятий, отсутствует возможность достаточного ремонта и обновления подвижного состава, постепенно уменьшается годное к эксплуатации количество троллейбусов, автобусов и катеров, сокращаются объемы перевозок. Вымывание оборотных средств предприятий приводит к низкой заработной плате, текучести кадров, появлению долгов и банкротству;

— до 30% транспортной работы в городе в настоящее время взяли на себя перевозки маршрутными такси, что в свою очередь породило проблему нерационального соотношения между различными видами и типами подвижного состава, обслуживающего городские маршруты, понизило культуру обслуживания, увеличило аварийность;

— несовременна и требует развития сама транспортная инфраструктура города — дорожное покрытие и дорожная разметка, расширение проезжей части улиц и остановочных комплексов, автоматические системы управления дорожным движением, диспетчерские пункты, разворотные площадки, многоуровневые развязки, формирование пешеходных зон, строительство подземных пешеходных переходов, упорядочение парковок и стоянок, строительство паркингов в центре города, пляжных зонах;

— недостаточное внимание (при увеличивающемся жилищном строительстве и 25-проц. росте каждые 5 лет количества автомобилей личного пользования) уделяется строительству новых дорог, связывающих отдаленные районы города. Крайне необходимым является строительство трассы, обходящей полукольцом центр города — ориентировочно от ул. Меньшикова и дальше, пересекающей пр. Генерала Острякова, пр. Победы, ул. Горпищенко, со строительством моста на Северную сторону в районе пос. Голландия и далее с выходом в зону отдыха Учкуевка, Любимовка;

— организация предоставления населению услуг легковыми таксомоторами несовершенна;

— в городе отсутствует скоростной вид транспорта (скоростной трамвай);

— недостаточно уделяется внимания строительству новых троллейбусных линий, обновлению подвижного состава электротранспорта и парка автобусов большого класса;

— отсутствуют маркетинговые службы по изучению пассажиропотока и факторов, влияющих на его изменение;

— недостаточен учет экологической составляющей при формировании маршрутной сети и выборе моделей подвижного состава;

— в городе (у заказчика) нет единого органа оперативного управления транспортным комплексом.

В связи с этим сегодня основная задача состоит в построении такой транспортной системы, которая бы удовлетворяла потребности города. Предстоят новые конкурсы на услуги по перевозке пассажиров на автобусных маршрутах общего пользования, которые должны ответить на многие вопросы, главный из них — готовы ли севастопольские перевозчики безопасно, комфортно, по обоснованному тарифу перевозить севастопольцев и гостей города?

Другие статьи этого номера