Нынешние пятиклассники первыми начинают осваивать II ступень 12-летней школы. А выпускникам 11 класса по окончании года, скорее всего, придется сдавать экзамены в форме внешнего тестирования, что позволит объективно оценить результаты работы каждого учебного учреждения.
Накануне 1 сентября родителей школьников, как правило, интересует вопрос: что нового ждать от очередного учебного года? Имеющиеся в системе образования проблемы и дальнейшие перспективы развития дошкольных учреждений, школ, профессионально-технических училищ и вузов обсуждались на традиционной августовской конференции педагогических работников. С докладом на конференции выступил начальник управления образования и науки СГГА Н.И. Чербаджи.
Каждый ребенок перед школой должен посещать детский сад
Именно к этому в перспективе будут стремиться севастопольские педагоги. На сегодняшний день в 87 дошкольных учреждениях обучаются и воспитываются 10 тысяч юных севастопольцев, что составляет 61,3% всех граждан в возрасте до 6 лет. Дошкольное образование является базисом для развития ребенка, поэтому особое внимание уделяется охвату 5-летних детей дошкольным обучением. По данным статистики, в Украине 45% пятилетних детей не посещают детские сады. В Севастополе же, напротив — 86% тех, кто в садик ходит. В нашем городе другая проблема — нехватка мест. Те 22 группы для детей раннего и дошкольного возраста, которые были открыты в городе за последние полтора года, проблемы не решили. Очереди в детские сады сохраняются (имеем более двух тысяч неудовлетворенных заявлений родителей), особенно страдают в этом плане жители Гагаринского и Нахимовского районов. Данная проблема возникла после того, как в период с 1996-го по 2000 год были закрыты 32 детских сада, а часть площадей действующих учреждений сдана в аренду. В качестве выхода из создавшегося положения было предложено расторгать с арендаторами договоры, заключенные с нарушением законодательства.
В школах — курс на профильное обучение
Если детские сады в Севастополе переполнены, то количество школьников, напротив, сокращается. В настоящее время в системе общего среднего образования действует 76 образовательных учебных учреждений, количество учащихся в которых за год уменьшилось на 2700 человек (6,7%) и составляет более 38 тысяч. В этом учебном году пятиклассники начнут первыми осваивать вторую ступень 12-летней школы, и задача учителей — помочь им адаптироваться при изучении новых предметов (МОН даже планирует провести мониторинг учебников для пятиклассников). А школьники постарше будут ориентироваться на профильное обучение (общее количество учебных заведений, которые реализуют профильное обучение, составляет сейчас 92% против 89% в прошлом учебном году).
Особое внимание в новом учебном году управление образования планирует уделить неоправданному сбору средств с родителей, что особенно актуально для школ нового типа, и работе с одаренной молодежью — победителями олимпиад.
Из новшеств, которые ожидают школьников в этом году, следует отметить планируемое создание национальной мониторинговой системы в форме внешнего тестирования, что, по мнению ее разработчиков, позволит объективно оценить результаты работы каждого учебного учреждения, обеспечит прозрачность проведения выпускной и вступительной кампании, а также преемственность среднего и высшего образования. Суть проекта заключается в том, что выпускники школ, отвечая на тестовые задания, имеют возможность одновременной сдачи и выпускных, и вступительных экзаменов. Однако это станет возможным лишь в том случае, если правительством своевременно будут выделены средства на разработку тестов.
Еще один новый момент — использование христианских ценностей в процессе воспитания детей. Президент поручил МОН, начиная с 2005/2006 учебного года, ввести в систему обучения предмет духовной направленности. Теперь по выбору родителей дети смогут изучать либо светский предмет «Этика», либо факультативный курс морально-этической проблематики «Основы православной религии». Последняя, кстати, в прошлом году преподавалась в 30 севастопольских школах 1100 учащимся.
Украинскому языку — зеленый свет
На конференции также был затронут вопрос о реализации в регионе государственной языковой политики. В настоящее время в Севастополе обучаются на украинском языке 2,1% школьников (в Донецке — 25%, Луганске — 30%). Поэтому наряду с повышением уровня преподавания будет увеличено количество часов на изучение украинской литературы в старшей школе, а в качестве очередной ближайшей задачи намечено перевести на украинский язык преподавание таких предметов, как история Украины, география Украины, ДПЮ, защита Отечества. Также будет расширена сеть классов с обучением на украинском языке. «Я знаю ситуацию в Севастополе, — сказал присутствовавший на конференции директор департамента среднего и дошкольного образования МОН Украины Павел Полянский. — Насильно вводить украинский язык нецелесообразно. И родители, и дети должны понять, что изучать украинскую мову необходимо, так как без знания украинского языка карьеру в Украине не сделать».
О вакансиях и бесплатном питании в школах
Похоже, в этом году на нехватку учителей в школах родителям жаловаться не придется. Если раньше к 1 сентября насчитывалось порядка 150-200 вакансий, то сейчас в городе не хватает лишь 44 учителей. Впервые все школы укомплектованы учителями украинского языка. А вот учителей физкультуры, труда, физики не хватает. Вызывает опасение тот факт, что 46% севастопольских учителей имеют более 20 лет педагогического стажа, что дает им право уйти на пенсионный отдых. Чтобы избежать педагогического кризиса, необходимо готовить им на смену молодых учителей.
Что касается питания, то всех учащихся 1-4 классов и детей льготных категорий (порядка 1200) по-прежнему будут кормить в школах бесплатно. Планируется также увеличить общий охват школьников горячим питанием (по итогам прошлого года он возрос в три раза и составил 43%).
На конференции также были затронуты вопросы, касающиеся деятельности ПТУ и вузов.