… Вместо оригинала в рамке на стене висела цветная ксерокопия! Если учитывать, что данное произведение искусства — полотно 24х40, материал — холст, техника — масло, становится понятно, что подмена бумажной копией, отличить которую от оригинала смог бы даже несведущий в искусстве человек, выглядит насмешкой.
Работы великого мастера Василия Дмитриевича Поленова (1844-1927) в полной мере можно назвать гордостью нации. А его имя стоит в одном ряду с такими известнейшими художниками, как Репин и Суриков. «Монастырь над рекой» написан в 1898 году. Справа к центру спускается склон горы к реке, заросший лесом, среди которого видны здания и церкви монастыря. Вдали коса, покрытая растительностью. Дальний берег тонет в глубокой дымке. Монастырь и река освещены солнцем. В нижнем левом углу розовой краской надпись — 1333. Справа в нижнем углу подпись автора Поленова: «ВПоленов98», буквы В и П переплетены. Инвентарный номер Ж-8. Поставлена в Севастопольскую художественную галерею в 1926 году из Главнауки г. Москвы.
Удивляет реакция директора музея, отказавшейся дать нам не только комментарии по поводу этого неслыханного события, но и описание данной работы, ее значение в масштабе страны и любую другую искусствоведческую справку, касающуюся полотна в целом, сославшись на запрет разглашения, полученный от управления министерства внутренних дел. Общеизвестно, однако, что, кроме оперативно-розыскных мероприятий, УМВД необходимо создать такие условия, в том числе и через СМИ, при которых станет невозможным не только вывоз работы за пределы города и страны, но и ее продажа в частную коллекцию. Чтобы, покупая работу, «ценитель» понимал, что никому показать ее он не сможет, а значит, это приобретение теряет смысл. Добиться этого возможно, придав краже широкую огласку.
Анна МОСКАЛЕНКО.
Начальник управления культуры Севастопольской городской государственной администрации Александр РУДОМЕТОВ:
— Полотно Поленова «Монастырь над рекой» — ценнейшая вещь нашей коллекции. Его потеря невосполнима, несмотря на то, что, по оценкам экспертов, цена подобной работы на черном рынке невысока — всего 8-10 тыс. долларов. Мировая практика показывает, что с вероятностью 50/50 она может «осесть» в какой-нибудь частной коллекции Севастополя или Крыма. Нам остается только надеяться на то, что правоохранительные органы сделают все возможное, чтобы вернуть полотно городу.
— Что это? — Рембрандт. — Куда? — На реставрацию!
17 сентября во время проведения экскурсии в смотровом зале Севастопольского художественного музея им. М.П. Крошицкого, что на пр. Нахимова, один из посетителей обратил внимание экскурсовода на то, что картина «Монастырь над рекой» художника Поленова «вроде бы не подлинник». Экскурсовод тут же вызвал директора музея. Вскоре всем было ясно: вместо оригинала в рамке на стене висит… цветная ксерокопия. О пропаже картины сообщили в милицию.
Обокрасть музей Крошицкого в нашем городе, наверное, равносильно тому, что умыкнуть какую-нибудь жемчужину живописной коллекции из Эрмитажа или Лувра. Кстати, в минувшем веке такое невозможное событие случилось: в 1911 г. из салона Карре неизвестный вынес знаменитую Мону Лизу Леонардо да Винчи. Уже на следующий день парижские газеты оповестили мир о произошедшем, расценив похищение как национальную катастрофу. Попытки французской полиции разыскать Джоконду увенчались успехом лишь через два с лишним года, во время того как картину тайно пытались продать. Похитителем оказался… итальянский маляр, вынесший полотно из неохраняемого зала под своим халатом. На допросе злоумышленник заявил, что преследовал единственную цель — вернуть Италии произведение искусства, некогда украденное Наполеоном. Вора осудили на год тюрьмы, а картина, которую многие уже считали навсегда утерянной, вернулась в музей.
В нашем случае УМВД Украины в г.Севастополе организованы мероприятия по розыску похищенной картины и установлению лица, совершившего это преступление. Как прокомментировал ситуацию первый зам.начальника УМВД — начальник криминальной милиции Севастополя Игорь Михалев, по данному факту правоохранителями возбуждено уголовное дело, выясняются обстоятельства пропажи картины. Пока сотрудникам милиции точное время подмены полотна назвать затруднительно. Не оставил о себе никакой информации и мужчина, обнаруживший подделку. Пользуясь случаем, с помощью СМИ стражи порядка просят этого человека откликнуться. Версий по поводу исчезновения пейзажа Поленова у милиционеров несколько, однако озвучивать их, по словам последних, преждевременно. Известно, что за информацию, способствующую раскрытию кражи картины, назначено вознаграждение. Телефоны, по которым можно звонить: дежурной части милиции — (0692) 54-64-64, 59-44-01, доверия — 54-02-54.
Ирина ЦЫГАНОК.
Редакция благодарит за помощь в подготовке материала книготорговую сеть «Гала».