С целью приведения закона Украины «О государственной регистрации юридических и физических лиц — предпринимателей» в соответствие с другими законодательными актами, выполнения поручения Президента Украины от 01.06.2005, поручений премьер-министра Украины от 02.06.2005, от 07.06.2005 по внедрению регистрации субъектов хозяйствования по принципу «единого окна» Государственной налоговой администрации Украины 8 августа 2005 г. приказом N 317 утверждены изменения и дополнения к Инструкции о порядке учета плательщиков налогов N 80.
Новые изменения направлены на упрощение процедур в регистрации бизнеса, постановки на учет субъектов хозяйствования в органах государственной налоговой службы на основании ведомостей государственного регистратора без участия субъектов и выдачи документов о взятии на учет налогоплательщиков по принципу организационного единства.
В основу Инструкции положен принцип взаимодействия органов государственной налоговой службы и государственных регистраторов. При этом органами государственной налоговой службы могут быть реализованы такие способы взаимодействия:
во-первых, через «единые регистрационные офисы», образованные в государственных администрациях, в том числе районных;
во-вторых, путем обмена документами, сведениями между государственными регистраторами и органами государственной налоговой службы.
Процедура взятия на учет выглядит следующим образом. Юридическое лицо или физическое лицо — предприниматель для государственной регистрации подает документы только государственному регистратору. Государственный регистратор предоставляет соответствующим органам государственной налоговой службы информацию о проведении государственной регистрации и сведения из регистрационной карточки на проведение государственной регистрации юридического лица или физического лица — предпринимателя одним из названных способов.
Налоговая инспекция на основании таких ведомостей осуществляет взятие на учет такого лица, как налогоплательщика, после чего готовит справку о взятии на учет налогоплательщика. Такая справка выдается налогоплательщику в едином офисе работником органа государственной налоговой службы одновременно с получением свидетельства о государственной регистрации или передается органом государственной налоговой службы государственному регистратору для выдачи ее субъекту хозяйствования одновременно с получением свидетельства о государственной регистрации, или направляется органом государственной налоговой службы налогоплательщику по почте с уведомлением о вручении.
Одновременно с этим налогоплательщик будет иметь возможность обратиться в государственную налоговую инспекцию и получить при необходимости справку о взятии на учет, ее дубликат или заверенную копию.
Принцип взятия на учет налогоплательщиков органом государственной налоговой службы по заявлению остается для тех юридических и физических лиц, которые не регистрируются государственными регистраторами (например, учреждения банков, воинские части — субъекты хозяйствования, профсоюзы, самозанятые лица, которые не являются предпринимателями).
Таким образом, благодаря внесенным изменениям в Инструкцию о порядке учета налогоплательщиков, нормативно урегулированы вопросы упрощения процедур взятия на учет налогоплательщика и внедрения принципа «единого окна», определены формы, сроки и порядок выдачи справок субъектам хозяйствования о взятии на учет в органах государственной налоговой службы.