Будущее России не зависит от санкций. Будущее России зависит от нас В.В. Путин
Севастополь 19o

Океанология? Точнее — мореведение

Международная научная конференция «Современное состояние экосистем Черного и Азовского морей». Беседа с членом-корреспондентом НАН Украины, и.о.директора Морского гидрофизического института НАН Украины В.А.ИВАНОВЫМ. — Виталий Александрович, выступая на открытии конференции, академик-секретарь отделения наук о земле...

Международная научная конференция «Современное состояние экосистем Черного и Азовского морей».
Беседа с членом-корреспондентом НАН Украины, и.о.директора Морского гидрофизического института НАН Украины В.А.ИВАНОВЫМ.
— Виталий Александрович, выступая на открытии конференции, академик-секретарь отделения наук о земле НАН Украины В.М.Шестопалов говорил о том, что наши предки и мы сами приложили немало усилий, чтобы состояние экосистемы пришло в упадок, но сейчас уже наступает период ренессанса. Слушая доклады участников конференции, я убедилась, что их отличает конкретность и деловитость постановки вопроса. Такое впечатление, что ныне, когда фактически прекратились океанские рейсы, океанология стала ногами на землю, на берег. Так ли это?

— За последние десять лет мы оценили, что исследования, которые проводились в океане, были важными, значимыми, престижными. Но большие экспедиции и большая страна Советский Союз страдали гигантоманией. Большие корабли надолго уходили в далекие океаны. Сейчас мы понимаем, что, по идее, надо было исследовать все, что находится рядом. И не потому, что "рядом", а потому, что все процессы, которые наблюдаются в Черном море, происходят и в океане, только там масштабы процессов гораздо больше. А наши моря — Черное и Азовское — исследовались мало, и сейчас мы приходим к выводу, что если раньше наука называлась "океанология", то сейчас ее стоило бы называть "мореведение".

— Почему мореведение?

— Потому что на океанских просторах роль шельфа, прибрежных зон менее значима, чем для таких морей, как наше. И сейчас, в принципе, эту науку можно переименовать в мореведение. Это та же самая наука, что и океанология, но направленная на исследования меньших масштабов и меньших энергетических процессов. А раз так, то наши усилия концентрируются ныне не на обеспечении Военно-Морского Флота СССР, не на обеспечении безопасности плавания подводных лодок, а на более простых и в то же время более важных и значимых исследованиях в интересах наших стран. Это вопросы берегозащиты, обеспечения очистки, управления качеством вод и т.д. В этом году мы заканчиваем пятилетние программы, оцениваем их результаты и обсуждаем работы на будущее по новым направлениям.

— У вас все еще существуют пятилетки?

— Эта конференция, в частности, предназначена и для подведения итогов по тем темам Морского гидрофизического института, которые мы в этом году должны сдавать: экосистема, спутниковая океанология, приборостроение, климат и процессы на шельфе. Подведя итоги на пленарных заседаниях, мы сейчас формулируем задачи на следующее пятилетие — 2006-2010 гг. Если говорить о прибрежных шельфовых зонах, то сейчас нам предстоит изучить регионы, которые определяются как импактные, т.е. нагруженные зоны, с наибольшей антропогенной нагрузкой. Фактически это все побережье от Керченского пролива до устья Дуная, которое подверглось хозяйственной, часто неразумной, деятельности человека.

— В своем докладе на пленарном заседании вы буквально шаг за шагом прошли все это побережье, конкретно определив адреса и проблемы.

— Возьмем Керченский пролив, где осуществляется водообмен между Черным и Азовским морями. Строительство дамбы у острова Тузла сразу сказалось на размыве керченского берега. Менее соленая вода Азовского моря попадает в Черное, а далее процесс загрязнения ощущается вдоль Южного берега Крыма. Феодосийский залив прежде был закрыт для исследований, а здесь проявляется наиболее интенсивная штормовая деятельность моря. Другой интересный процесс — сгон-нагон, подъем и опускание воды на Ялтинском побережье, в результате чего отмечаются неожиданные появления холодной воды в самый разгар лета. Дальше район мыса Сарыча, где основное черноморское течение интенсифицируется, при резонансе создаются мощные волны-убийцы, которые приводят к авариям. Именно здесь терпят крушение многие корабли. Затем севастопольские бухты. В 2001 году была разработана программа их исследований на десять лет. Программа эта финансируется из бюджета города, а также бюджета Национальной академии наук Украины. Мы поняли, что бухты находятся в кризисном, катастрофическом состоянии и если не разрабатывать программу, не находить пути очистки этих вод, то севастопольские бухты будут попросту потеряны для рекреационного использования. Этому же может способствовать строительство терминалов в бухтах и заливах, в частности в Камышовой бухте.

— Виталий Александрович, хорошо, что вы затронули эту ныне «больную» тему. Так что, обойдемся без терминалов?

— Вести строительство можно, но делать это надо так, чтобы не сказалось в последующем. Ведь в результате непродуманных вмешательств изменяется орография берега, начинаются изменение рельефа дна, движение пляжей, размывы берегов, создаются застойные зоны. Перед тем как строить и даже проектировать строительство, надо рассчитать и продумать все последующие явления. Чтобы не получилось так, как произошло это на участке побережья — в Каче, Николаевке, Евпатории, Каламитском заливе. Ведь сегодня в Николаевке из-за неправильно построенных дамбы и берегоукрепительных сооружений полностью уничтожен пляж. Уменьшился знаменитый пляж в Евпатории. Началась добыча песка в Донузлаве и в той же Евпатории — и все пришло в движение, вся береговая система, начиная от Качи и заканчивая Тарханкутом. Такие примеры еще раз говорят нам, что нельзя вмешиваться в природу, не продумав, не проанализировав, не уточнив, что важно, а что нет. Не менее значимы результаты исследований района острова Змеиного, по Тузлинскому лиману в устье Дуная, между Одессой и Измаилом.

— Международная конференция собралась для работы на берегу озера Донузлав. Как оказалось, совершенно не случайно. Значительная часть докладов и выступлений была посвящена проблеме этого непростого региона.

— Донузлав — особая зона, особый район в шельфовой зоне Черного моря. Это глубоко (почти на 30 км) вдающееся в сушу озеро, которое имеет свой гидрологический режим, свою структуру. Освоение берегов началось в 60-е годы прошлого столетия, был прорыт судоходный канал, на южной части построен порт Мирный. В 90-е годы Военно-Морской Флот ушел. Берегоукрепительные сооружения, грузовые причалы и портовая инфраструктура разрушены. Приходят в упадок близлежащие села и агропромышленные хозяйства. Но в последнее время построен новый порт в северной части, здесь в значительных количествах добывается песок. Как я уже говорил, то, что пляжная зона на побережье сокращается, в некоторой степени связано с эксплуатацией ресурсов озера Донузлав. Когда озеро было перекрыто, все процессы, формирующие движение наносов вдоль западного берега Крыма, были стабилизированы. Естественно, происходили небольшие изменения, но не глобальные, не катастрофические. А далее, когда началась добыча песка в Донузлаве, последовало движение песка, которое не наблюдалось в природе веками.

— Так, может быть, следует прекратить добычу песка? Или уменьшить ее?

— У ресурсов в природе нет сослагательного наклонения. Все можно. Но подойдя к этому разумно и сознательно, оценив возможности. Морской гидрофизический институт проводит исследования по заказу Евпаторийской администрации и николаевского санатория "Солнечное" Московского правительства. Наша задача — сформулировать и дать рекомендации строительным организациям по берегозащите. Есть естественные сооружения — искусственные рифы, есть боновые системы. А какой путь выберут строители, проектировщики — это уже другой вопрос. Но озеро Донузлав надо беречь как зону рекреации и отдыха. Ведь, несмотря на значительную антропогенную нагрузку, которую испытывало озеро, здесь сохранились свои флора и фауна, много рыбы, птицы, морских организмов. Была разработана программа ландшафтного заповедника, этим занимаются Одесский государственный экологический университет, Институт биологии южных морей НАНУ. Программа защиты морских берегов Крыма передана в правительство АРК, однако реакции пока нет.

— А в то же время уже прошла информация, что в озере Донузлав собираются строить крупнейший порт.

— Строить или не строить — это вообще вопрос не исследования, это вопрос стратегии и развития использования ресурсов шельфовой зоны. Всегда нужно строить, вопрос в том, как это делать. А надо так, чтобы строительство соответствовало требованиям сегодняшней экологии, рекреационным вопросам. Нужно провести соответствующие исследования, оценив, что можно закреплять на этом берегу, что нельзя, что можно закрывать, а что нет. И как это делать. Поэтому вопросы непростые, и вопросы эти не наши, а стратегические, государственные.

— Спасибо за беседу.

Губернатор Севастополя Михаил Развожаев сообщил, что власти города реконструируют улицу Капитанскую в рамках создания парка Музейно-мемориального комплекса «Защитникам Севастополя 1941 – 1942 годов» на мысе Хрустальном. На работы потратят 2 млрд рублей. «При строительстве...

И.о. директора департамента образования и науки Севастополя Лариса Сулима в ходе аппаратного совещания доложила, что межведомственная комиссия проверила готовность образовательных учреждений ко Дню знаний. По ее словам, межведомственная комиссия работала в период с 1...

В тг-каналах вызвал особый резонанс видеоролик, в котором сотрудница игровой комнаты в ТЦ «Муссон» не пустила 9-летнюю девочку с аутизмом в игровую комнату. По ее словам, данная мера принята в целях безопасности девочки и...

Губернатор Севастополя в своем тг-канале поздравил севастопольцев с Днём Государственного флага Российской Федерации. «…Наш флаг — один из важнейших символов Российской государственности. Сейчас, когда русофобия в западном мире зашкаливает, наш триколор — это ещё...

В финал регионального этапа главного педагогического конкурса «Учитель года России» 2022 года вышло 86 участников. В том числе финалисткой стала учитель «ШКОЛЫ ЭКОТЕХ+» Наталья Караулова. Она педагог с 8-летним стажем. Преподаёт английский и немецкий...

По поручению губернатора Севастополя Михаила Развожаева в городе ведётся замена газового оборудования ветеранам Великой Отечественной войны. Работы выполняются в рамках оказания дополнительных мер соцподдержки ветеранов Великой Отечественной войны.  Замена оборудования ведётся за счет средств...

Все новости рубрики АРХИВ