До ЧП оставалось всего два месяца

Виновные не обнаружены. Но развернулись страсти вокруг контрольного поста.
Опять неблагополучная экологическая ситуация в Инкермане. Опять вспышки заболеваний среди детей. Причина не выяснена. Сбросы непонятного свойства происходят под покровом ночи и не оставляют следов. Привлекаемые в качестве экспертов руководители государственного управления экологии и природных ресурсов в г. Севастополе и городской санэпидстанции не могут дать вразумительного ответа ни о характере выбросов в атмосферу, ни о том, кто же повинен в загрязнении воздуха. Проведенные специалистами замеры (уже, естественно, по прошествии времени) не показали никаких отклонений. Устраивались даже одновременные контрольные проверки в школах, детском саду, на прилегающих улицах, на производстве. Ничего. Нет ни одного замера, который бы свидетельствовал о характере выбросов и повинности того или иного предприятия. Одни только догадки и предположения.

Ответ на этот острый ныне вопрос можно было бы получить очень просто — если бы в Инкермане функционировал пост контроля атмосферного воздуха. Самое удивительное, что такой пост был создан и торжественно — под выборы! — открыт три года назад. Как ни странно, но он так и не заработал, хотя разговоры вокруг этого ведутся постоянно.

Цитирую связанное с этой темой место из доклада, который представил на последней (в июле 2005 г.) коллегии госуправления экоресурсов в г. Севастополе начальник управления В.М.Артеменко:

"Для получения объективной информации относительно уровней загрязнения атмосферы необходимо ввести в эксплуатацию оборудованный пост в Инкермане. Деньги вложены. Объект построен. Но находится в подвешенном состоянии. Более двух лет тянется переписка с горгосадминистрацией, и сдвигов нет".

А в решении этой же коллегии было записано: "Рекомендовать Севастопольской городской госадминистрации… ввести в эксплуатацию в установленном порядке в 2005 году оборудованный в 2003 г. пост контроля атмосферы в г.Инкермане.

Это было сказано в июле 2005 г. До ЧП в Инкермане оставалось два месяца.

Подобные заключения высказывались прилюдно и до того, на всех заседаниях коллегии, в течение двух с лишним лет. Причем, как правило, на заседании присутствуют представители управления экономики ГГА, которым и адресуются эти посылы.

Необходимость в сооружении поста контроля назрела давно, ведь годами и десятилетиями жители Инкермана сетовали на загрязнение атмосферного воздуха, в связи с чем возрастали заболевания верхних дыхательных путей. Особенно у детей. Причин было немало: и большой поток автотранспорта, и значительное число промышленных предприятий. По инициативе депутатов всех уровней, в том числе Инкерманского совета, на сессии горсовета при поддержке горгосадминистрации было решено такой пост создать. Финансирование строительства было поручено управлению экоресурсов. Был проведен тендер на строительство. Его выиграла общественная организация "Безопасность жизнедеятельности", в которую входят специалисты СевНТУ, сотрудничающие с киевскими оборонными предприятиями и использующие в своих разработках современные экспрессные методы наблюдений. Как отмечалось при приемке поста контроля, все было сделано грамотно, в соответствии с требованиями.

В принципе контрольный пост дает возможность измерять состояние атмосферного воздуха автономно, через малые промежутки времени, круглые сутки. Присутствия человека там не требуется. Местонахождение этого поста выбиралось не случайно, а в той точке, которая приближена к производству и находится от него метрах в 50-100. Свои рекомендации по этому поводу давали специалисты СЭС, управления экологии, гидрометцентра и т.д. Пост был практически в рабочем состоянии, акты подписаны. Не хватало мелочи — какого-то датчика, каких-то реле. И положенного оформления.

Для разъяснения ситуации на днях начальник госуправления экоресурсов В.М.Артеменко собрал пресс-конференцию. Говорил горячо (что ему обычно несвойственно), не скрывая своих чувств:

— Два с половиной года пост уже должен был работать на город, но этого нет. Получается, что закопаны 100 тысяч грн. Есть протокол: пост готов. Почему он не работает? Есть нюансы организационные, правовые, хозяйственные. Ответ на этот вопрос может дать переписка. Мы неоднократно ставили главный вопрос: кто будет эксплуатировать этот пост? Обращались в гидрометслужбу Украины, в гидрометцентр Крыма, общались с местными службами, проводились совещания в рай-и горгосадминистрациях, все участники этих процессов и сейчас здравствуют и при должностях. Пост нужно сдать, взять на баланс коммунального предприятия, поскольку это коммунальная собственность, заключить договор, передать на обслуживание для снятия результатов и передачи информации.

Брался за это директор Морского отделения Украинского научно-исследовательского института Ю.П.Ильин, специалист, который всю жизнь этим занимается. Но почему-то управление экономики отдало предпочтение какой-то частной структуре. Специалисты ли они, профессионалы ли — никто не знает. А теперь идут разговоры, что с поста якобы поступает информация в госуправление экоресурсов.

Но это неправда! Я отвечаю ответственно: ни в письменной форме, ни по электронной почте, ни по факсу, ни на дискете, ни даже по телефону не поступило ни одной цифры, ни одного замера с поста автоматического контроля атмосферного воздуха! Никто нам никогда ничего не передавал. Но даже если бы и передали, то пользоваться этими данными мы не имеем права, потому что центр стандартизации и метрологии (я обращался туда) заявляет, что этот пост не сертифицирован, делать замеры без проверки приборов, без контроля и разрешения центра стандартизации невозможно. Так почему пост контроля не сдает управление экономики? Тут два у меня предположения: либо это дилетантизм, полный непрофессионализм, либо это умысел. А ведь пост — это та палочка-выручалочка, которая сегодня могла бы дать ответ на волнующий всех вопрос, поскольку по полному набору газовых составляющих мы сможем определить адрес выбросов.

А в заключение еще одна информация к размышлению, которую сообщил журналистам В.М.Артеменко: из всех 27 регионов Украины только в Севастополе нет программы по мониторингу окружающей природной среды, которая предусмотрена постановлением Кабмина, Законом об охране окружающей природной среды и прочими природоохранными законодательными актами. Вернее, программа подготовлена и разработана, как это и положено, госуправлением экоресурсов совместно с субъектами: санитарными врачами, пожарными службами, специалистами МЧС, водного, лесного, аграрного хозяйств. Причем разработана бесплатно, за счет личного времени (для Запорожья, например, такая программа обошлась в 70 тыс. грн, в других регионах больше). Программа была представлена в горгосадминистрацию. Два года длилась переписка, основное препятствие — почему в составлении программы не принимали участия общественные и коммерческие организации? "Но это не предусмотрено законодательными актами. В положении названы все субъекты процесса, — объясняет дальше В.М.Артеменко. — На 2006 г. государство предусмотрело более 200 млн грн на осуществление этой программы. Но поскольку в Севастополе нет такой программы, никто нам ни копейки не даст. Значит, мы не получим необходимых нам приборов для всех субъектов контроля за окружающей природной средой. Мы два года бьемся головой о стенку, чтобы доказать необходимость принятия этой программы".

Елизавета ЮРЗДИЦКАЯ.

P.S. Мы привели здесь точку зрения начальника госуправления экоресурсов в г. Севастополе В.М.Артеменко. Готовы выслушать и довести до читателей мнение других руководителей.

Глас народа

С Инкермана давно «дует». Вас это волнует?

Юрий ИЛЬИН, директор Украинского научно-исследовательского гидрометеорологического института:

— Пост экологического контроля мы могли бы взять на обслуживание. Нам мешает только одно — отношение к этому госчиновников, которые несколько лет тянут с этим вопросом. Пару лет назад было принято решение, что пост в Инкермане сдается заказчику — городской госадминистрации, которая передаст его нам для работы. Получаемая постом информация должна была поступать в госуправление экологии и городскую госадминистрацию. Но госчиновники из управления экономики ГГА молчат по этому поводу. Мы успешно работаем с национальными и международными программами. А что касается местных экологических вопросов, то они не находят поддержки.

Владимир КАШИРЦЕВ, ассоциация "Безопасность жизнедеятельности":

— Наша организация построила пост экологического контроля. Но из-за сложившейся вокруг него нездорой обстановки мы не изъявили желания взять этот пост на обслуживание. Сейчас там работают специалисты ЧП "Морепром". Пост передает данные ежедневно в госуправление по экологии и раз в месяц — в городскую госадминистрацию. Только в госуправлении эти сведения не принимают.

Лариса, секретарь:

— Как-то навестила друзей в Инкермане. Неприятный воздух ощущается в той стороне, куда дует ветер. Зашла в магазин и почувствовала запах, подумала, что хлоркой обработали помещение. Навестила приятелей, а у них в квартире точно такой же запах.

Татьяна КАПУСТИНА, заведующая детским садом N 35, депутат Балаклавского райсовета:

— Конечно волнует, потому что у нас здесь дети. Экологическая ситуация в Инкермане очень плохая. Здесь много промышленных предприятий, смок тянется и от дороги. В те дни, о которых писала газета, у нас случаев отравления не было. Может быть потому, что нас предупредила поликлиника и мы закрывали окна, не выводили на прогулку детей какое-то время. И кто знает, не случится ли эта беда снова?

Другие статьи этого номера