Имя магазина — «Приветливый»

Признаюсь, для меня оказалось удивительным, что директор магазина «Приветливый» Л.И.Рыбалко — кандидат экономических наук. Согласитесь, явление редкое, даже уникальное. Причем над своей диссертацией по теме «Формы собственности в торговле» Людмила Ивановна работала еще в советское время, словно уже тогда, когда господствовала одна — государственная — формв собственности, она предвидела, что на практике ей придется сталкиваться с различными ее формами и проявлениями. И сталкиваться, и отстаивать, и развивать.
Когда двадцать лет назад Людмила Ивановна пришла к заведованию магазином "Приветливый", он практически был непригоден к эксплуатации. В торговом зале не осталось ни оборудования, ни товаров. Пришлось заниматься стройкой, перекрывать потолки, отделывать стены современными плитками, переделывать систему подачи электроэнергии, заменять водопровод, вплоть до того, что ставить у жильцов верхних этажей новую сантехнику. В итоге удалось создать современный магазин с отличным торговым оборудованием. И направление выбрали современное: все для удобства людей — бытовая техника, товары для дома, для женщин.

Но наступила новая пора: 1988-1989 гг., резко упал выпуск товаров, а их качество уже не выдерживало никакой критики. Дефицит — а это значит дикие очереди, независимо от того, что "выбросили" — сумки, посуду, ковры. Скандалы, а порой даже драки в магазине. Людмила Ивановна переживала все это и всеми силами стремилась наладить дело. Она ездила за товаром на ярмарки в другие республики — в Грузию, Прибалтику, привозила откуда что можно: то латвийский трикотаж, то даже знаменитое индийское шитье, чтобы порадовать наших севастопольских женщин. Но это спасало положение лишь на короткое время, дефицит оставался дефицитом, сокращались торговые ресурсы, пошли убытки. Все это способствовало тому, что коллективы начали рушиться. В результате началось отъединение торговых предприятий, стала меняться форма собственности. Вначале они стали арендным коллективом, потом ЗАО, сегодня ООО.

— Коллективная форма собственности, естественно, нас заставляла все время работать, работать, работать, чтобы сохранить магазин и коллектив, — рассказывает Л.И.Рыбалко. — Долги были большие по отоплению, по электроэнергии. Была задолженность перед "Укрсоцбанком". И вся работа шла в основном на погашение. Естественно, я тогда не могла побаловать коллектив деньгами, прельстить людей каким-то материальным достатком. Надо было в первую очередь создавать оборотные средства. Поэтому многие наши работники оставили магазин и пошли торговать на рынки или решили создавать свои предприятия.

Людмила Ивановна никому не препятствовала. Напротив, она помогала и помогает каждому — своими знаниями, литературой, документами и даже товаром на реализацию. Зато она приобрела своих союзников, а ныне — арендаторов, частных предпринимателей, и это дает им возможность поддерживать друг друга, сообща работать с поставщиками, делать совместные закупки. А многие продавцы вновь вернулись в свой родной коллектив.

Сегодня магазин "Приветливый" — это не только продажа товаров первой необходимости, но и оказание различных услуг. "У нас не настолько высокий товарооборот, зато очень широкий ассортимент, — говорит Людмила Ивановна. — Покупатель не должен распылять свое время. Он, допустим, приходит за холодильником и одновременно покупает лампочку, предохранитель и любую мелочевку, которая ему необходима. Здесь же, в магазине, представляют свои продукцию "Медоборы". Здесь же цветы, фотография, ксероксы. Или другой пример: продается горячий хлеб, а выпечка производится тут же, в подвале.

Когда 40 лет назад на проспекте Генерала Острякова открывался магазин "Приветливый", это фактически была окраина города. В системе городской торговли магазин был определен как учебная база. Техникумы, училища, Донецкий институт торговли направляли сюда своих практикантов для получения практических навыков. Именно отсюда выходили многие будущие специалисты торговли. В ту пору Людмила Ивановна тоже проходила здесь производственную практику, гордится этим, поскольку уверена: школа была великолепная, образование — объемное. Продавцы обязаны были знать все группы товаров, из чего и как они сделаны, независимо от того, обувь это или телевизоры.

И сегодняшний коллектив "Приветливого" — это профессионалы высокого класса. Называя их, нынешних сотрудников — Марину Леонидовну Перевезенцеву, Надежду Васильевну Рейхерт, Валентину Николаевну Тареканову — и сотрудников, уже ушедших на пенсию — первого директора магазина Александру Дмитриевну Ткаченко, а также Надежду Петровну Митину, Клавдию Алексеевну Свитко, Валентину Анисимовну Харитонову, Раису Андреевну Никольскую, — Людмила Ивановна отмечает не только их высокие деловые навыки и опыт, но и обязательно человеческие качества — надежность, отзывчивость, понимание и уважение к покупателям.

— Я от души поздравляю всех сотрудников с 40-летием магазина "Приветливый", — говорит Л.И.Рыбалко, — и приглашаю их на наш праздник, который состоится 13 октября в 12.00. А севастопольцев мы ждем на праздничной продаже, которая в течение десяти дней проходит со скидками.

Другие статьи этого номера