Сможем ли мы вступить в ВТО и Евросоюз с таким отношением к потребителю?
В этот понедельник в Украине отмечался День стандартизации и метрологии. В преддверии этого дня в конференц-зале ГП «Севастопольстандартметрология» прошла выездная коллегия Севастопольской городской государственной администрации.
Случайным это совпадение — профессиональный праздник и коллегию — назвать нельзя. Как-никак Украина на всех порах стремится во Всемирную торговую организацию и Европейский Союз. А это как раз те монастыри, в которые со своими уставами соваться не стоит. Потому-то в спешном порядке Верховная Рада подгоняет законодательную базу под стандарты ВТО и ЕС, потому-то еще в июле увидел свет Указ Президента "О мерах по совершенствованию деятельности в сфере технического регулирования и потребительской политики".
Собственно, этому и была посвящена выездная коллегия СГГА, ставившая задачу оценить состояние и эффективность работы ГП "Севастопольстандартметрология" по созданию благоприятных условий насыщения рынка Севастополя качественными и безопасными товарами и уровень защиты прав потребителей, их жизни и здоровья в свете кабминовской программы "Навстречу людям".
Именно эти две государственные структуры — ГП "Севастопольстандартметрология" и управление по делам защиты прав потребителей — стоят на защите наших с вами, простите за тавтологию, потребительских прав, коими столь гордится Европа. Оценивать их работу — дело неблагодарное и неоднозначное. Судите сами: большое число обращений граждан в связи с нарушениями их прав как потребителей — это плохо, а вот то, что по этим обращениям регулярно принимаются меры, — совсем наоборот. То же самое и по результатам проверок.
К примеру, за 9 месяцев этого года специалистами отдела государственного надзора ГП "Севастопольстандартметрология" было проверено 95 субъектов хозяйственной деятельности на предмет качества продукции, соблюдения стандартов, норм и правил. Нарушения требований нормативных документов установлены на 77 предприятиях — 81 процент от общего количества проверенных. Иными словами, лишь одно предприятие из пяти соблюдает стандарты, нормы и правила на стадиях производства, хранения и оптовой реализации продукции.
В итоге выдано 56 предписаний о запрещении реализации партии продукции 40 предприятиям на общую сумму 1 млн 165 тыс. 284 гривны. Для сравнения: за 9 месяцев прошлого года 55 предписаний 33 предприятиям на сумму 85712 гривен. Кроме того, за три квартала 2005 года было выдано 71 предписание о запрещении выпуска и реализации всей продукции 44 предприятиям. Еще 53 предприятия реализовывали продукцию, не соответствующую требованиям нормативной документации, что вылилось в 93 постановления о наложении штрафных санкций на общую сумму почти 100 тысяч гривен.
Не менее активную работу по нашей с вами защите ведут и в управлении по защите прав потребителей. Так за 9 месяцев специалистами УпЗПП было проверено 632 субъекта хозяйственной деятельности в сфере торговли, ресторанного хозяйства и услуг. Следующая цифра поражает: в 589 предприятиях (93,2% проверенных) выявлено и предупреждено 2760 нарушений прав потребителей. То есть в среднем — по пять на брата. Не многовато ли?
Сразу возникает резонный вопрос: сможем ли мы вступить в ВТО и Евросоюз с таким отношением к потребителю?
Клим КОСТНЕР.
В какой сфере вы нуждаетесь в защите?
Лариса МАКАРОВА, заместитель начальника управления по защите прав потребителя:
— Мы контролируем всю сферу платных услуг — это торговля, общественное питание, а также коммунальная сфера, туризм, реклама. Конечно, в основном жалобы поступают на продтовары. Что касается непродовольственной группы, то покупателей не устраивает качество мобильных телефонов, обуви, бытовой техники. К нам обращаются и по фактам отключений электроэнергии из-за неуплаты.
Петр НИКОНЕНКО, заместитель главного государственного санитарного врача:
— В соответствии с Законом об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения на каждый вид продукции должна быть проведена санитарно-эпидемиологическая экспертиза продукта. СЭС выдает заключение на выпуск и реализацию продукции. Оно выдается на определенный срок и должно сопровождать пищевой продукт. Это основной документ, подтверждающий качество и безопасность продукции. Это обязательное требование данного закона. Конечно же, должны соблюдаться условия производства, хранения, реализации и сроки реализации. Тогда продукции обеспечено нормальное качество.
Надежда МАЛОВА, офис-менеджер:
— В продуктовой. Качество промышленного товара передо мной налицо. А попробовать масло в магазине невозможно. Зачастую на вкус оно полностью соответствует маргарину.
Алла ЯКОВЛЕВА, инженер:
— Необходимо улучшать качество продуктов. Это приведет к повышению их конкурентоспособности на международных рынках, что будет особенно актуально в свете вступления Украины во Всемирную торговую организацию. С другой стороны, возникает угроза того, что в страну начнут поставлять продукцию далеко не лучшего качества.
Елена Сергеевна, домохозяйка:
— Если продукты брать, самое скоропортящееся — это рыба. Особенно летом легко отравиться. Надо не покупать рыбу, молоко в не установленных для торговли местах. Ведь там качество продуктов не контролируется, а от него в первую очередь зависит здоровье.
Ольга, студентка:
— Важно правильно организовать трудовой процесс. Особенно это касается того, кто целый день проводит за компьютером. Случайно узнала, что существуют очки, не только корректирующие зрение, но и защитные при работе на компьютере.