В.Н.ГУРЕЕВ: «Основой выполнения социального бюджета может быть только стабильно работающий реальный сектор экономики!»

Мы ведем разговор с Гуреевым Василием Николаевичем, народным депутатом Украины, сопредседателем фракции Партии промышленников и предпринимателей в Верховной Раде Украины.

ИЗ ДОСЬЕ РЕДАКЦИИ:

Василий Николаевич Гуреев родился 22 апреля 1952 г. на хуторе Литвиновка Ростовской области. Служил в Советской Армии. В 1978 г. окончил Киевский институт народного хозяйства по специальности "Планирование промышленности". С 1978 г. по 1992 г. работал на руководящих должностях в производственном объединении "Киевприбор". С 1992 г. — первый заместитель начальника экономического управления Министерства машиностроения, военно-промышленного комплекса и конверсии Украины. С 1993 по 1995 г. — заместитель министра экономики Украины. С 1995 г. — министр экономики. В 1997 г. назначен министром машиностроения и военно-промышленного комплекса. С 1997 г. по 2002 г. — министр промышленной политики. В 2002 г. избран народным депутатом Украины, является сопредседателем фракции Партии промышленников и предпринимателей в Верховной Раде Украины. Президент Ассоциации судостроителей Украины, кандидат экономических наук, заслуженный экономист Украины, лауреат Государственной премии Украины в области науки и техники, президент федерации парусного спорта, заслуженный тренер Украины. Награжден орденами "За заслуги" II и III степени. Женат, имеет дочь. Увлекается парусным спортом.

— Уважаемый Василий Николаевич, сегодня ключевым вопросом в судьбе государства является государственный бюджет Украины. Какую оценку вы могли бы дать предложенному главному финансовому документу страны?

— Рассматривать предложенный документ нужно внимательно, анализируя последствия, связанные с его принятием. Экономические макропоказатели говорят сами за себя. По данным Госкомстатистики Украины, на начало октября прирост валового внутреннего продукта по сравнению с прошлым годом составил 2,8%, а в 2004 году прирост составлял 13,5%. Аналогичную негативную тенденцию мы наблюдаем в промышленности — падение темпов прироста с 14,4% до 3,2%.

Хочу обратить внимание на то, что фракция Партии промышленников и предпринимателей не голосовала за бюджет 2005 года. Мы не единожды выступали и обращали внимание, что поддерживаем социальную направленность бюджета, но основой социального роста может быть только стабильно работающий реальный сектор экономики! Как показало время, позиция представителей Партии промышленников и предпринимателей Украины оказалась верной.

Сегодня в парламенте идет рассмотрение бюджета Украины на 2006 год. Предложенный правительством проект содержит как позитивы, так и негативы. К позитивам в первую очередь надо отнести снижение в 2006 году нагрузки на фонд оплаты труда в целом на 2%; снижены отчисления:

— в Пенсионный фонд — с 32,3% до 30,8%;

— в Фонд социального страхования на случай безработицы — с 1,6% до 1,3%;

— в Фонд страхования от несчастных случаев и заболеваний — на 0,2%.

Пусть такое снижение и не особо существенно, но это одни из первых позитивных шагов на пути детенизации экономики.

По расчетам правительства, прогноз доходов проекта Государственного бюджета на 2006 год составляет 118,70 млрд грн (22,8% ВВП). По сравнению с 2005 годом прогноз поступлений вырос на 12,5 млрд грн, или на 11,8%.

Также предусматривается рост расходов Государственного бюджета в 2006 году на 13,36 млрд — до 127,44 млрд грн, или 24,8%, прогнозируемого объема ВВП.

Дефицит Государственного бюджета предусматривается на уровне не выше 2% ВВП. Из них более 8 млрд грн предлагается покрывать за счет поступлений от приватизации.

Мы должны понимать, что Государственный бюджет Украины разработан по базовому сценарию развития экономики — 7% реального роста ВВП, рост промышленного производства — 9,5%, при инфляции — 8,7%, индексу цен производителей — 11,8%. При этом экспорт должен вырасти на 8,5%, импорт — на 13%, а прямые иностранные инвестиции должны достигнуть 2,6 млрд долл. США.

Однако достижение таких макроэкономических показателей является реальным лишь в том случае, если состоится переориентация политики экономических реформ. Необходимы ускорение процессов модернизации экономики, поддержка национального производства, а также окончательное урегулирование спорных вопросов, связанных с возвращением в государственную собственность ранее приватизированных объектов.

В основу бюджета заложен скорее оптимистичный сценарий развития экономики. Наличие существенных рисков, прогнозируемое ухудшение конъюнктуры на мировом рынке, нестабильность мировых цен на нефть, прогнозируемое повышение цен на газ Российской Федерации, возможное недополучение финансов от приватизации, инерционность экономики дают основания считать, что доходная часть бюджета может иметь существенные изменения. По мнению многих экспертов, рост экономики может быть меньше от прогнозируемого уровня и составит 5,5%.

— Темпы роста ВВП падают, промышленность также демонстрирует негативную динамику, а доходы в прогнозах увеличиваются. Какие же источники доходов в этом году планирует государство?

— Я думаю, что в 2006 году экономика будет и далее чувствовать негативное влияние изменений налогового законодательства, последствия ликвидации в 2005 году стимулов развития приоритетных отраслей экономики.

В предложенном проекте бюджета основные источники доходов — это в первую очередь поступления от налога на прибыль предприятия — 25,5 млрд грн, что на 24% больше сборов 2004 года. Следующим источником доходов в бюджет является поступления от НДС. Запланировано собрать налога на добавленную стоимость — 38,9 млрд грн, что на 15% больше запланированных сборов в 2005 году, и составляет 7,6% от ВВП. Увеличена рентная плата за добытые на территории Украины нефть и газ с 300 грн до 714 грн за тонну нефти, что приплюсовывает к доходам бюджета 876,3 млн грн.

Представители Партии промышленников и предпринимателей неоднократно обращали внимание на необходимость совершенствования механизмов возврата НДС для предприятий экспортеров. Уже сегодня просроченная задолженность перед предприятиями превысила 3 млрд грн.

Не может устраивать предприятия и задействованный с 2004 года механизм изъятия прибыли у предприятий, в уставном фонде которых есть государственная часть собственности. Это ограничение со стороны государства на использование свободного остатка прибыли и действия можно интерпретировать как увеличение налогового пресса на производителя. Увеличение рентной платы на добытые в Украине нефть и газ дает незначительные дополнительные доходы и не ориентирует рынок нефтепродуктов на проведение политики снижения цен.

— Василий Николаевич, Украина не использовала столь значительный кредит доверия со стороны потенциальных инвесторов. Как же теперь можно привлечь 2,6 млрд долл. прямых иностранных инвестиций?

— Украина должна обеспечить реальное усиление защиты прав собственности и интересов инвесторов. Инвесторы сегодня хотят услышать от государства гарантии по защите их прав.

Введение НДС на инвестиции в уставный фонд предприятия, отмена Закона о свободных экономических зонах и зонах приоритетного развития, закрытие технопарков, конечно же, не располагают к приходу инвестиций, причем как внешних, так и внутренних. При рассмотрении бюджета-2005 фракция Партии промышленников и предпринимателей Украины отстаивала необходимость сохранения свободных экономических зон и технопарков, и мы обращали внимание правительства на возможные негативные последствия для инвестиционной привлекательности Украины.

Мы должны проанализировать плюсы и минусы введения таких норм. И обеспечить максимально, в сжатые сроки, восстановление и обеспечение привлекательных условий работы инвесторам.

— Василий Николаевич, вы, как экс-министр промышленной политики, хорошо знаете проблемы промышленных предприятий нашего города. В чем вы видите основные проблемы города и этих предприятий сегодня?

Севастополь — особенный город. Он имеет мощный потенциал развития, который, к сожалению, используется недостаточно. Специфическая история города, особенно за последние 60-70 лет, наложила определенный отпечаток и на развитие его экономики, в частности промышленности и предпринимательства. Понимая специфику города, наша фракция поддержала проект закона Украины "О городе-герое Севастополе". Сегодня промышленный комплекс города — это ряд крупных, средних и малых предприятий, которые работают в отраслях строительства и ремонта судов, приборостроения и машиностроения, рыбодобывающей и рыбоперерабатывающей промышленности, виноделие и тому подобное.

Важную роль в экономике города играют развитие морских портов и сфера туристической индустрии, которая имеет большой потенциал развития благодаря богатой истории и благоприятным климатическим условиям.

Безусловно, развитию промышленности и предпринимательства присущ ряд неотложных проблем. С проблемами судостроительных и судоремонтных предприятий я, как президент ассоциации "Укрсудпром", знаком не понаслышке.

Как и в других регионах Украины, где функционируют предприятия судостроения, на их деятельности крайне негативно отразилась отмена стимулов, предусмотренных Законом Украины о государственной поддержке судостроительной промышленности.

Этот закон был и остается актуальным для ОАО "Севастопольский Морской завод" и предприятий судостроения и судоремонта севастопольского региона.

Нашей фракцией в парламенте стоило значительных усилий, чтобы возобновить действие этого закона, однако до настоящего времени правительство не утвердило перечень предприятий, на которые распространяется его действие.

Негативно сказывается на работе ООО "Югрефтрансфлот" Севастополя непоследовательная политика государства в осуществлении проекта строительства рефрижераторов на предприятии им. 61 Коммунара в Николаеве. Совместное предприятие, созданное "Югрефтрансфлотом" и греческой компанией, несет убытки из-за задержек со стороны Госбюджета в финансировании достройки судов. На мой взгляд, в отношении поддержки отечественного производителя недостаточно понимания со стороны финансового блока правительства.

Как отмечалось, город имеет значительный потенциал развития высокотехнологичных отраслей промышленности, которое подкреплено мощной научно-технической базой, квалифицированными кадрами. Потому сегодня существует необходимость внедрения общегосударственной программы поддержки развития высоких технологий, которые могут быть реализованы, в том числе и на предприятиях города.

Наверное, наиболее острой проблемой, которая характерна для большинства предприятий Севастополя, является проблема высокой нагрузки на фонд оплаты труда для работодателей. Эта проблема в первую очередь сдерживает обеспечение достойного уровня оплаты труда большинства работающих севастопольцев. Фракция ПППУ неоднократно отмечала необходимость ускорения рассмотрения и принятия закона о единственном социальном взносе, который, в частности, будет предусматривать постепенное снижение уровня начислений на фонд оплаты труда для работодателей до 25%. Есть надежда, что в ближайшее время Верховная Рада Украины вернется к рассмотрению этого вопроса.

Актуальная проблема, которая нуждается в решении, — это вопрос создания благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства. Поэтому фракция Партии промышленников и предпринимателей в парламенте не могла согласиться с решением правительства о пересмотре порога налогообложения для физических лиц, работающих на едином налоге в сторону уменьшения с 500 тыс.грн до 300 тыс.грн. Именно наша фракция стала инициатором возобновления действия ранее существующих норм.

Сегодня равноправное партнерство власти и бизнеса пока остается декларацией. На реализацию национальной программы поддержки развития предпринимательства в проекте бюджета 2006 года заложено 1 млн 800 тыс. грн — это 1% от необходимого финансирования. Кроме того, бюджет полностью отказывается от финансирования программы "Мероприятия по ведению реестра субъектов предпринимательской деятельности и единого лицензионного реестра" объемом 3 млн 968 тыс. грн. Как же мы можем после этого декларировать поддержку среднего класса как основы развития экономики?

Хочется верить, что нынешнее правительство настроено конструктивно. Кроме того, премьер-министр Украины Юрий Ехануров длительное время возглавлял комитет Верховной Рады по вопросам промышленной политики и предпринимательства. Думается, мы сможем найти разумный выход из сложившейся ситуации и отстоять интересы предпринимательства — основы нашей экономики.

Фракция Партии промышленников и предпринимателей внесла на рассмотрение еще один весьма важный для бизнеса законопроект "О принципах государственного контроля в сфере хозяйственной деятельности". Этот закон должен урегулировать проблемы взаимодействия с контролирующими органами. Я думаю, определение прав и обязанностей сторон при проверках чрезвычайно актуально как для предприятий города Севастополя, так и для большинства предприятий в Украине.

С 20 октября в Севастополе будет действовать моя общественная приемная в офисе Партии промышленников и предпринимателей Украины. Я думаю, каждый житель города может задать свои вопросы, а мы в свою очередь будем максимально содействовать их решению.

* * *

Общественная приемная ПППУ (улица Адмирала Октябрьского, 14. Тел. 54-03-14). Ежедневно консультации проводит Завгородний Владислав Валерьевич — помощник-консультант народного депутата Украины Гуреева В.Н., депутат Гагаринского райсовета, заместитель председателя Севастопольской городской партийной организации ПППУ.

Другие статьи этого номера