В 2001 году повсеместно отмечалось 100-летие со дня рождения народного художника Украины (1963 год), народного художника СССР (1976 год) Н.П.Глущенко. Вечером в минувший четверг в Севастопольском Художественном музее имени М.П.Крошицкого открылась выставка хранящихся в его фондах 15 полотен живописи.
Это, вне сомнения, событие в культурной жизни города. При жизни Николая Петровича и после его кончины в 1977 году почитались не только высокие звания. В отличие от подавляющего большинства собратьев по ремеслу Н.П.Глущенко не только всю жизнь стоял за мольбертом с палитрой и кистями в руках, что само по себе немало. В этой жизни нашлось также место приключениям, где-то, может быть, авантюрным поступкам.
Молодые годы Николай Глущенко провел в Париже. Французскую столицу без натяжек можно назвать центром, который магнитом притягивает людей искусства, особенно художников. Но Ерема — под этим псевдонимом украинский художник работал и выставлялся — не затерялся в многотысячной среде живописцев. Заметную фигуру парижской богемы взяли на карандаш сотрудники разведки СССР.
Тайный агент Николай Глущенко показал свое высокое искусство не только в живописи, но и умении налаживать необходимые связи для сбора секретной информации.Он вошел в доверие к Клейсту — референту по культуре Риббентропа, а через него и в доверие к самому руководителю внешнеполитического ведомства рейха, больше того — к Гитлеру. Фюрер как-то подарил Николаю Глущенко альбом своих рисунков. О сведениях, добытых художником во вражеском окружении, докладывали Сталину.
Н.П.Глущенко — прежде всего художник. Художник самобытный, оригинальный, ищущий. В фондах Севастопольского Художественного музея хранится 21 работа мастера. Некоторые из них передала в наш город дирекция художественных выставок, другие — подарили севастопольцам родные и близкие живописца. У каждой картины свой путь, проложенный к нам.
В выставочном зале представлено 15 красочных полотен. Интерес к ним добавляет то обстоятельство, что созданы они в разные периоды творчества Николая Петровича. И неспециалист может заметить результаты постоянного неустанного поиска художником выразительных средств, чтобы стать ближе и понятней зрителю, чтобы донести до него своеобразное восприятие мира.
— Несмотря на жизненные коллизии, трудности, Николай Петрович нашел и встал на собственный путь в изобразительном искусстве, — сказала на открытии выставки старший научный сотрудник музея В.Давыдова, — причем он учился у жизни, у природы постоянно.
Не случайно, считает В.Давыдова, самый мажорный, самый оптимистический характер у картин, созданных Н.П.Глущенко на закате своего жизненного пути — в 70-е годы. В эти годы он бывал в Ялте, Гурзуфе, Севастополе. На выставке мы видим замечательные полотна того периода: "Морской пейзаж" (1974 год), "Ялтинский порт" (1974 год), "Лодочный причал" (1975 год), "Крымские виноградники" (1977 год). Отдельно в витрине помещены этюды с видами Херсонеса и памятника Затопленным кораблям. Особенно удавались Николаю Петровичу воздух, солнце, волны с гривами пены.
Все полтора десятка работ достойны упоминания. Более ранняя живопись мастера передает красоту и очарование северной части Украины — это реки, ивы, травы, тронутые дыханием весны, снега. Николай Петрович очень любил весну, о чем свидетельствуют названия его произведений: "Оттепель", "Ива зацвела", "Начало весны", "Весеннее утро", "Розовая весна" и т.д.
Мы не погрешили бы против истины, если бы назвали Николая Глущенко певцом весны. Но это неполная характеристика творчества художника. Не меньше он любил наше море.
Встреча с творчеством Николая Глущенко дарит неожиданные открытия.