Кризис бюджета: между желаниями и возможностями

Повышать социальные стандарты можно только на основе реального роста.

Верховная Рада не смогла принять бюджет на 2006 год в первом чтении. За поправки Бюджетного комитета парламента к правительственному проекту бюджета-2006 проголосовали лишь 179 депутатов. Теперь, согласно Бюджетному кодексу, Верховная Рада должна рассматривать отдельно все 2200 предложений, которые поступили от депутатов к проекту бюджета.

Провал бюджетного процесса произошел в результате несогласия Бюджетного комитета с основными показателями, которые предложило правительство. В частности, депутаты требовали, с одной стороны, увеличения социальных выплат и дефицита бюджета до трех процентов, а с другой — отказались от предложений правительства уменьшить налоговую нагрузку на экономику на один процент.

Напомним, что, согласно Бюджетному кодексу, для принятия проекта бюджета в первом чтении парламент должен согласиться с выводами и предложениями Бюджетного комитета к правительственному проекту бюджета, после чего Кабинет министров должен доработать проект бюджета с учетом предложений парламента для второго чтения.

Комментарий

Юрий БОЙКО, лидер Республиканской партии Украины:

"В нынешнем проекте бюджета-2006 заложены несколько мин замедленного действия. Таковыми являются увеличение социальных выплат, недостаточное финансирование местных бюджетов, расчет расходов и доходов на основе нереальных прогнозов роста ВВП и уровня инфляции.

Опыт бюджета-2005 свидетельствует о том, что высокие социальные затраты в бюджете-2006 могут привести к росту потребительских цен. Сегодня свыше 90 процентов расходной части местных бюджетов составляют расходы на зарплату и социальные выплаты. Дефицит средств на эти цели уже составляет 1,4 млрд грн. Такие бюджетные диспропорции сохранены и в проекте бюджета на следующий год. Они делают невозможными инвестиции в развитие коммунальной инфраструктуры.

Назвать бюджет-2006 "бюджетом развития" тяжело: сегодня на капитальные расходы идет меньше 10 процентов свободного бюджета, а на следующий год инвестиционную составляющую планируют увеличить всего на четыре миллиарда гривен.

Безусловно, государство должно выполнять взятые на себя социальные обязательства. Но новое повышение социальных стандартов должно закладываться в бюджет только в соответствии с реальными возможностями экономического роста".

Другие статьи этого номера