Плакатов много дорогих. На улицах — Саратовы…

Нет, все-таки выборы — вещь нужная. Ведь как бы выглядел Севастополь, если бы осень 2005 года была рядовым временем года, а не сезоном предвыборной агитации? Голые деревья, серые дома… Тоска, одним словом. А сейчас? Чем меньше пожухлой листвы остается на севастопольских платанах, тем больше пестрых листовок появляется на его же заборах. Красота!

Но все же интересно, кто потом будет отмывать с городских стен остатки высокой полиграфии? Можно, конечно, предположить, что дворники. Но лучше этого не делать, потому что и так ясно: пропечатанные лозунги и персоналии будут долгое время "отмирать" естественным путем. Пока разбушевавшаяся стихия не унесет бумажные обещания в другие страны и континенты или, что вероятнее, лица нынешних кандидатов не покроют следующие. И вот ведь что удивительно: практически все региональные севастопольские отделения политических партий страны завели себе офисы в центре города, оборудовали их по последнему слову техники, а агитировать продолжают по старинке — на заборах.

Объяснение такому явлению самое примитивное: так дешевле. Никому ни за что не надо платить: ни "аренду" собственникам рекламных щитов, ни штрафов — городу. Конечно же, административные штрафы за расклеивание листовок в неположенных местах законодательством страны предусмотрены. Но применить эти статьи на деле весьма проблематично. Глаза, открыто смотрящие в лица прохожих со стен города, так же открыто посмотрят в глаза сотрудников райадминистраций, мол, "я этого не заказывал!". Можно, конечно, силами правоохранительных органов поймать с поличным расклейщика листовок, но и с него будет спрос невелик, потому что расклейщики партбилетов в карманах не носят. И о том, что бороться с этим явлением бесполезно, пять лет назад "Слава Севастополя" убедилась на собственном примере.

Тогда на новеньких стеклах недавно отстроенного павильона на остановке появился неряшливо расклеенный агитационный материал одной крупной партии. "Слава Севастополя" возмутилась этим фактом. А партия подала в суд "за клевету" и выиграла его, поскольку заявила, что "агитка" была расклеена конкурентами. Это ж сколько конкурентов в Севастополе нажила себе одна из самых популярных в городе партий, чтоб они так добросовестно обклеили весь город "лицом" ее регионального лидера!

Хотя ведение предвыборной агитации — это реальный показатель намерений кандидата в депутаты. Выполнит ли депутат свое обещание бороться за чистоту города, если его программа будет приклеена, положим, к памятнику архитектуры центрального городского кольца?

Ирина КАРАТАЕВА.

Глас народа

А вас раздражают листовки на заборах?

Анна ПОНОМАРЕВА, инженер:

— Сама реклама не раздражает. К ней привыкла настолько, что внимания не обращаю. Но считаю, что реклама должна быть в определенных местах. А когда листовками обклеивают заборы, столбы, остановки — это создает неряшливое впечатление. Это раздражает. Где надо, установите щиты.

Александр АПАЗИДИ, активист общественной организации:

— Меня сильно раздражает не только количество листовок. Сейчас весь город, все заборы обклеены портретами партийного лидера и призывами к референдуму. Причем ставятся вопросы, как мне кажется, довольно спорные. Сколько уже говорилось, что реклама на заборах запрещена. А я увидел тысячи афиш в городе, когда проезжал по проспекту Генерала Острякова, в районе площади Пирогова и т.д. Везде, где стройка загорожена забором, на нем портрет со словами "Скажите "Да".

Вадим Петрович, пенсионер:

— Есть полезная реклама, которая к чему-то призывает, несет реальную информацию. А есть, увы, вредная. Раздражает реклама водки, сигарет, обнаженных женщин. Хотя это не на заборе, а на биг-бордах, от этого ничуть не легче. Когда въезжаешь в город со стороны Симферополя, только арку проезжаешь, по аллее до улицы К.Пищенко установлены огромные щиты. Всего 10 биг-бордов. Из них восемь пропагандируют водку и табак. И только на одном щите — реклама мобильного телефона, а на другом — портрет Ю.Тимошенко, залитый чернилами. Спрашивается: неужели это визитная карточка города-героя Севастополя? Мне стыдно перед гостями.

Василий Андреевич, водитель:

— Много рекламы из одного источника. Хотелось бы знать, откуда такие средства на рекламу? Не верится, что это только из членских взносов партийцев. Возникает подозрение: а не за счет ли налогоплательщиков?

Валерий, военнослужащий:

— Началась предвыборная кампания. При этом все средства хороши. Дело не новое. Думаю, что тут все оправданно.

Владимир, поэт:

— Очень раздражает любая реклама. Очень она назойливая. Только хочешь о чем-то высоком подумать, а тут тебе биг-борд что-то навязывает.

Алексей Николаевич, механик:

— Сейчас предвыборная гонка будет нарастать. Надо городу как-то определиться с рекламной политикой, чтобы реклама нас не захлестнула вовсе. Хотелось бы, чтобы городу поступали отчисления от рекламы на улицах, а не только частным рекламным конторам.

Другие статьи этого номера