Подъем на вертикалях

Сто пятьдесят лет назад американец Элаш Отис представил на международной выставке свое изобретение — лифт. Он вызвал большой интерес прежде всего у строителей, которые по достоинству оценили преимущества установки этого вертикального транспорта в многоэтажных домах.
В последующие годы новшество прошло несколько этапов модернизации и особенно широкое распространение получило с возведением небоскребов, в которых жить было бы просто невозможно без лифта. Недавно в средствах массовой информации появилось сообщение о том, что японцы оборудовали скоростным лифтом самое высокое здание в мире, имеющее высоту 571 метр. Кабина с 24 пассажирами поднимается со скоростью 60 километров в час и преодолевает расстояние с первого по 89-й этаж за 38 секунд. Поглазеть на чудо-лифт, занесенный в Книгу рекордов Гиннесса, собралась масса людей.

Нам, конечно, не до этих диковинок. Мы удовлетворены и тем, что в наших высотках обычный лифт работает. Садясь в обшарпанную, вибрирующую и скрипящую кабину, мы молим бога, чтобы она не оборвалась, не остановилась на полпути, а ее двери открылись на нужном этаже. Мы воспринимаем как должное сообщение о том, что лифт неисправен, или о том, что лифтеры решили поставить свой вертикальный транспорт на прикол, и тем самым принудить местные органы власти погасить задолженность по зарплате.

Бастуют лифтеры почти ежегодно. В восьмой раз на акцию протеста они решились в минувшем августе, когда задолженность по зарплате составила три месяца. Как и в предыдущие забастовки, они добились своего. Горсовет перечислил ремонтно-строительному управлению "Севастопольлифтсервис" 225 тысяч гривен. Но на следующий же день долг стал опять накапливаться, и месяца через три лифтеры вновь забастуют. Если ничего не изменится.

Прежде всего должны измениться тарифы на услуги лифтеров. Вот что рассказал начальник "Севастопольлифта" Игорь Козыркин о механизме накопления задолженности по зарплате. Мы платим за услуги лифтеров из расчета 10 копеек за квадратный метр площади своей квартиры. Глупость, конечно, что берут плату в зависимости от размера жилплощади, а не с учетом числа прописанных в квартире, но так уж сложилось, и когда с этой дураковкой будет покончено — одному Богу известно. Так вот, если у вас квартира площадью 50 квадратных метров, то месячная стоимость лифта обходится вам в 5 гривен, сколько бы вы ни катались вверх-вниз. На эту сумму можно от трех до пяти раз проехать на маршрутке или 10 раз — на троллейбусе.

Одним словом, того, что мы платим лифтерам, им не хватает на погашение себестоимости услуг, которые они предоставляют. Но, кроме того, им еще необходимы средства на поддержание подъемников в рабочем состоянии. Треть из них установлена 25 лет назад, и дальнейшая их эксплуатация стала опасной, а денег на проведение восстановительных работ нет. По этой причине в 17-этажном доме на улице Кесаева произошло короткое замыкание в электрощите. Кабина лифта, в которой находилась женщина, остановилась между этажами и превратилась в газовую камеру. К счастью, спасатели МЧС прибыли быстро. Еще немного — и пленница лифта погибла бы от отравления угарным газом. Таким образом, подъем на вертикальном транспорте вполне может превратиться во взлет в небеса.

Традиционным выходом из финансового тупика при существующих тарифах являются дотации из местного бюджета, поскольку только задолженность по зарплате трудовому коллективу накапливается со скоростью 40 тысяч в месяц. Но есть еще один путь — повысить тариф на услуги лифтеров. По оценке Игоря Козыркина, этот тариф надо по крайней мере утроить, то есть брать с квадратного метра жилплощади не 10, а тридцать копеек.

Есть и третий, как нам кажется, наиболее справедливый путь разрешения финансовых противоречий: сделать поездки в лифте платными с помощью чип-карт. Попытку утвердить эту новацию предпринимал частный рэп "Себр". Он реализовал чип-карты и установил в кабинах пульт управления лифтом. Все шло хорошо, но недолго. Пульты были вырваны самым варварским образом. "Себр" от своей затеи вынужден был отказаться. Не мог же он в каждом подъезде поставить наблюдателя, который бы говорил: "Мальчик, не выламывай пульт. Лифт работать не будет. Мальчик, ты ошибся, туалет не здесь".

К этому стоить добавить, что 1100 лифтов перевозят за сутки столько же людей, сколько один троллейбусный маршрут. А неисправный лифт делает затворниками своей квартиры инвалидов и престарелых. По этой причине лифтовая проблема города из финансово-технической давно превратилась в социальную.

Другие статьи этого номера