Вчера Верховная Рада Украины 270 голосами одобрила Госбюджет страны на будущий год в первом чтении. На его доработку Кабинету министров и бюджетному комитету ВРУ парламентариями отведено две недели.
В принципе не исключено, что уже 15 ноября народные депутаты смогут ознакомиться с доработанным вариантом Госбюджета-2006. По крайней мере, до вчерашнего голосования у "доработчиков" было и того меньше времени. Напомним, что 20 октября парламент 306 голосами "за" перенес рассмотрение госбюджета на 1 ноября. При этом народные депутаты подвергли критике проект бюджета-2006, в частности за несбалансированность, недостаточную социальную направленность, урезанное финансирование местных бюджетов.
"Поручить бюджетному комитету Верховной Рады поработать над выводами и предложениями с правительством и вынести на рассмотрение парламента бюджет в первом чтении на 1 ноября", — было сказано в том постановлении парламента. Сказано — сделано.
До последнего бились представители Бюджетного комитета Верховной Рады с правительством, не приходя к согласию по некоторым параметрам Госбюджета-2006, в частности по размеру дефицита бюджета. Пришлось даже Ющенко вмешаться. Не далее как в понедельник состоялось заседание Политического совета при Президенте Украины, в ходе которого, по словам пресс-секретаря Президента Ирины Геращенко, "Президент выступает за солидарную ответственность Верховной Рады и правительства, за эффективный бюджет и он еще раз отметил, что хотел бы видеть бюджет-2006 как бюджет развития". Намек ли, пожелание, но, как утверждает г-жа пресс-секретарь, "Президент поставил ряд задач перед бюджетом на 2006 год: детенизация экономики, бюджет развития и проведение социальных реформ".
И вот в первый день ноября Верховная Рада проголосовала за принятие постановления "Об утверждении выводов и предложений к проекту закона "О Государственном бюджете на 2006 год", что фактически означает принятие проекта Госбюджета на 2006 год. Кстати, до голосования председатель ВРУ Владимир Литвин, обращаясь к народным депутатам, напомнил, что в ходе политсовета, который вчера проходил у Президента Украины, поднимался вопрос о принятии Госбюджета на 2006 год. В то же время, по словам Литвина, из позиции Кабмина он понял, что бюджет был предложен в таком виде, чтобы Верховная Рада его не принимала, чтобы в связи с этим была возможность всю ответственность за провал бюджетного процесса возложить на нее. По словам спикера, несмотря на то, что Кабмин демонстрирует готовность к компромиссу, члены правительства понимают этот компромисс только в том случае, если Бюджетный комитет ВР учитывает их предложения.
Брать на себя ответственность и искать компромисса с Кабмином не стали фракции БЮТ, СПУ, СДПУ(о), "Реформы и порядок" и "Единая Украина", не голосовавшие вчера за принятие проекта Госбюджета-2006.
После доработки проекта Бюджетный комитет Верховной Рады предлагает установить доходы Госбюджета на следующий год в размере 118 млрд 705 млн 962,5 тыс. гривен, расходы — 127 млрд 443 млн 818,5 тыс. гривен. Таким образом, дефицит Госбюджета-2006 предлагается установить на уровне 9 млрд 898 млн 379,9 тыс. гривен.
Как только ни называли проект бюджета на 2006 год — бюджет проедания, развития, доедания. И, быть может, не зря.
Так, Игорь Бураковский, директор Института экономических исследований и политических консультаций, считает, что составители бюджета чересчур оптимистичны. По его мнению, прогноз макроэкономических показателей, используемых при расчете бюджета на 2006 год, завышен. В следующем году все может быть хуже, чем надеется правительство. Кабмин рассчитывает на то, что ВВП следующего года возрастет на 7%, а аналитики — максимум на 4,9%. Поскольку уже сейчас настораживает динамика украинского ВВП, демонстрирующая снижение темпов роста на протяжении последних месяцев.
В целом же для бюджета 2006 года наибольшую опасность представляют несколько рисков. Во-первых, невыполнение доходной части, во-вторых, угроза разбалансированности пенсионной системы, откуда возрастает риск увеличения дефицита бюджета. Кроме того, грядущие выборы могут сорвать планы поступлений от приватизации, что повлечет рост государственного долга. Да и рассчитывать на приток инвестиций в первой половине 2006 года (сразу после парламентских выборов) особо не приходится.
В целом же пока в Украине идет нормальный бюджетный процесс — правительство пытается "протолкнуть" несложный для выполнения финансовый документ, депутаты, демонстрируя заботу о народе, всячески стремятся увеличить его расходную часть. Но особого азарта не проявляет ни одна сторона, ведь в мае 2006 года, очевидно, все равно бюджет будут пересматривать. При этом составы парламента и Кабмина сильно изменятся.
Вы уверены, что все ваши интересы учтутся?
Людмила ХАМИНА, председатель совета Ленинской районной организации ветеранов Украины:
— Я не уверена, что все вопросы социальной защиты ветеранов войны будут учтены в бюджете на 2006 год. Волнует то, что в проекте бюджета на будущий год приостановлена льгота при оплате коммунальных услуг всем категориям ветеранов, которые учтены в законе Украины "О статусе ветеранов войны и гарантиях их социальной защиты" за 1993 год. Сегодня ветераны Украины обратились к Президенту, председателю Верховной Рады Украины, премьер-министру, что нельзя отменять льготы в год 60-летия Победы в Великой Отечественной войне и в последующие тоже. Эта льгота — заслуга ветеранов за их подвиги, их ратный труд в послевоенный период.
Валерий Евгеньевич, офицер запаса:
— Надеюсь, что военные пенсии офицеров, ушедших в отставку во времена существования Советского Союза, будут подняты до уровня пенсии, которую получают офицеры Министерства обороны, уходящие в запас в настоящее время. Не нужно разделять бывших офицеров.
Екатерина, домохозяйка:
— Хотелось бы, чтобы социальные реформы были профинансированы. Иначе все это теряет свой смысл. Скажем, нельзя допускать, чтобы пенсии по возрасту были ниже прожиточного уровня. Значит, должны быть дотации. И это всего лишь программа-минимум для данной категории населения, о других я уже не говорю.
Валентина Николаевна, педагог:
— Я уверена, что многое не учтется. Видимо, не совсем представляем, как складывается доходная часть. Я вижу, что за последний год пострадало производство, а бюджетникам пообещано много. Мне не жаль, если людям поднимут зарплату. Но не надо убивать курицу, несущую золотые яйца, то есть производство, агропромышленный комплекс. А в стране, где идет передел собственности, падают производство, уплата налогов. Поэтому какие тут могут быть учтены интересы населения? Мизерные.
Алексей Владимирович, предприниматель:
— Важно вывести экономику из тени. То есть налоговая политика должна быть правильной, чтобы люди понимали это и платили. Это касается и предпринимателей. Нужно учитывать интересы малого бизнеса.
Олег, строитель:
— Как я понял, бюджет принимается дефицитным. Непонятно, зачем тогда продаются такие стратегические предприятия, как "Криворожсталь", если бюджет все равно дефицитный. Мне непонятно.
Сергей Михайлович, пенсионер:
Пенсионной реформой много обещано. Но все эти обещания ушли в свисток. Уже на примере "детей войны" ясно, что в бюджете деньги не заложены на введение предусмотренных льгот. Значит, наполнение социальной корзины бюджета настораживает.