Ни минуты не чувствовали себя гостями издалека

Свой новый, 18-й сезон Театр на Большой Морской начал с участия в престижном фестивале. И вернулся оттуда с наградами.
Мы ехали на запад за новыми открытиями. Америку не открыли, зато открыли для себя "Галицьке Подiлля" в лице города Тернополя — высококультурного, цивилизованного, европейского.

Нынешней осенью вот уже в шестой раз здесь проходил ежегодный Всеукраинский фестиваль "Тернопольские театральные вечера". Так именовался первый украинский театр в Тернополе (1915-1917 гг.) — наследник и продолжатель театра "Беседа". В то время новосозданную труппу возглавил легендарный Лесь Курбас.

Всего этого мы до приезда в Тернополь не знали. Не знали и того, что фестиваль, на который нам посчастливилось попасть, ставит задачу стимулировать ренессанс театрального искусства в Украине. Вот почему на него отбирвют постановки вне зависимости от рангов театров, где они созданы. Стать участниками этого фестиваля имеют равный шанс как академические, так и студенческие театральные коллективы.

Направление "Тернопольских вечеров" этого года было заявлено как "режиссерский дебют". Молодая режиссура, драматургия, вообще очень молодой во всех отношениях спектакль — все это в Севастопольском театре "На Большой Морской" было. Комедия "Все мальчишки дураки" по пьесе Ксении Драгунской — одно из самых радостных событий на нашей сцене. Ее очень любят в самом театре, этой работой восхищаются многие наши коллеги, а главное, конечно, ее на ура приняли зрители: школьники, студенты, а также взрослая публика, которая каждый раз отзывается об увиденном с растроганной улыбкой, ведь окунуться в далекое детство — редкая и очень приятная возможность…

Поставленный творческим содружеством начинающего режиссера Ирины Плескачевой и художественного руководителя ТБМ Людмилы Оршанской, озвученный интересной современной музыкой, очень точно решенный сценографом Татьяной Карасевой (разукрашенный мелками "асфальт" с первых мгновений действа помогает окунуться в его особую атмосферу) — этот спектакль представляет собой "штучную" продукцию на подмостках ТЮЗа. А так как театров юного зрителя в Украине всего девять, то театр, предназначенный для детей и юношества, можно ныне считать явлением в стране по-своему уникальным…

Наши "мальчишки…" отнюдь не остались без внимания и в Тернополе, не затерялись на фоне многогранной высокохудожественной фестивальной палитры. Полный зал зрителей, пришедших "на севастопольцев", члены жюри, собратья по театральному цеху были буквально покорены тем потоком энергии, который хлынул на них во время выступления наших ребят. Спектакль был отмечен как лучший в номинации "Актерский ансамбль", а также увез домой особый приз — "За творческую одержимость".

Ну а по приезде в Тернополь нам сразу же бросился в глаза серьезный уровень фестиваля, что выражалось в очень четкой его организации и количестве участников. Были представлены театры из Киева, Львова, Черкасс, Ровно, Дрогобыча, Эльблона (Польша).

В состав жюри входили компетентные критики, а возглавлял его живая легенда украинского театра — художественный руководитель Львовского национального академического театра Федор Стригун.

И невозможно было не согласиться с мнением жюри, в последний день работы фестиваля огласившего имена победителей "Тернопольских вечеров". Призерами главной номинации "За лучшую режиссуру" стали трое. Это Андрей Белоус из столичного театра "Сузiр"я" за спектакль "Женщина в песках" по Кобо Або; Галина Воловецкая из Львовского национального академического театра им. М.Заньковецкой ("Серенада для суженой" по О.Пчилке и С.Мрожеку) и Евгений Курман, режиссер Тернопольского академического областного театра им. Т.Г.Шевченко, за постановку "Утиной охоты" Александра Вампилова.

К сожалению, приехав лишь к третьему дню фестиваля, мы не видели этой, по мнению жюри, самой значительной работы, которой открывались "Тернопольские вечера" ("Утиная охота" стала победительницей еще и в номинациях "Лучшая сценография", "Лучшая мужская роль", "Лучшая женская роль второго плана"). Но как приятно было узнать от постановщика этого спектакля Евгения Курмана о том, что его режиссерский дебют, еще в студенчестве, состоялся не просто в Севастополе, а на сцене нашего ТБМ, где много лет шла его "Тугеза" по пьесе нашего земляка Анатолия Дьяченко!

Мы ни минуты не чувствовали себя в Тернополе гостями издалека. Многие участники фестиваля, как выяснилось, знают о Севастополе не понаслышке. До сих пор, например, очень тепло вспоминают о "Херсонесских играх". И некоторым очень пригодились приобретенные там знакомства. Ведь фестивали — не просто творческие состязания, это прежде всего приобретения, обмен опытом, находками, эмоциями, начало контактов, планов, проектов.

Так наш театр расширил свое информационное пространство, получив подшивку журналов "Театральная беседа" — издание межобластного отделения Союза театральных деятелей Украины (есть чему позавидовать СТД Крыма), и также получил заверение Майи Гарбузюк, редактора журнала "Просцениум", в том, что ТБМ будет обеспечен и этим изданием. Ведь, что греха таить, мы не очень внимательно следим за театральными новинками страны, но в том не всегда наша вина. И, как показал фестиваль, следить всегда есть за чем.

Поэтому честь и хвала директору фестиваля Михаилу Форгелю — художественному руководителю Тернопольского облдрамтеатра. Сложилось впечатление, что этот смотр искусства был до краев пронизан его энергией и энтузиазмом. А как четко сработала его команда! Как активно участвовали во всем происходящем в те дни власти Тернополя — мэрия, облгосадминистрация, пресса!

Приятно удивило, как в зале принимали выступления директора фестиваля — ежедневные! Было понятно, что худрук театра М.Я.Форгель в городе фигура авторитетная и любимая. И, похоже, весомый вклад в эту популярность и его театра вообще вносят именно "Тернопольские вечера".

Нетрудно было заметить, что фестиваль для тернопольчан — это действительно большой праздник. Потому и билеты на спектакли раскупаются за месяц, и каждый день на любой площадке — аншлаг. А публика! Отзывчивая, деликатная и в то же время щедрая на овации. После каждого представления зал, вставая, как по команде, рукоплескал артистам. После нашего спектакля многие подходили, фотографировались с нами, расспрашивали, вели себя так, будто мы их давние знакомые, родные.

Вот этим отношением, как к родным, наверное, особенно покорил фестиваль. Нас опекали, окружили заботой, оберегали от проблем. Люди тернопольские — добрые, лояльные, радушные, и не только в театре. И никаких проблем с языком, с религией, с политикой или еще с чем-то. Стоило приехать из такой дали, чтобы понять, как мы все близки…

Мы благодарны Театру куклы и актера, на чьей площадке мы работали, где нас принимали буквально с распростертыми объятиями и помогали: его художественному руководителю В.М.Лисову, актрисе Ирине Складан — нашему куратору и гиду, Таисии Овчинниковой, Ирине Попуша и всем, кто вместе с нами участвовал в этом чудесном празднике.

…Каждое общение с нами Михаила Форгеля неизменно кончалось словами: "Мы хотим, чтобы вам здесь было тепло". И нас поистине согрели теплом своих сердец хозяева этого фестиваля. Мы с радостью, если пригласят еще, будем приезжать в Тернополь и дальше, чтобы воочию убедиться, как развивается, растет украинский театр…

Только вот в следующий, если распорядится судьба, приезд в Тернополь хотелось бы в полной мере почувствовать и поддержку родного города. (Как мы наблюдали это на примере других коллективов — участников "Тернопольских вечеров" — и завидовали им белой завистью…) Ведь отправляясь на подобные мероприятия — неважно, на запад или на восток, — мы едем не только за тем, чтобы продемонстрировать собственные творческие достижения, но и представляем город — и это Севастополь, — для молодого поколения которого трудимся. Похоже, это понял лишь один севастополец из тех, к кому обращались, собираясь на фестиваль. "Дети всего нашего Гагаринского района ходят в ваш театр", — сказал Д.В.Биссикало, зам. директора транспортной экспедиционной компании "Аруна", — и мы, конечно, поможем вам". И снял с театра все хлопоты, связанные с доставкой декораций в Тернополь и обратно.

Прощай, фестиваль…И да здравствует фестиваль!

Другие статьи этого номера