ЭКОТЕХ возвращается

По инициативе Крымского научного центра НАН Украины в 2002 году в рамках государственной программы экономического и социального развития Автономной Республики Крым на период до 2012 года была разработана научно-техническая программа «Экология и технологии» («ЭКОТЕХ»). Ее основной целью была экологическая очистка акваторий Черного, Азовского морей и рек от технических отходов. Вторая задача — прокладка новых коммуникационных линий на основе современных технологий. Для реализации проекта в мае 2004 года было создано ООО «Научно-производственное объединение «ЭКОТЕХ». Для воплощения программы в жизнь требовались необычные технические средства. И их удалось найти.
Кабельное судно "Цна" (проект "Яна") было построено в 1968 году финскими судостроителями по заказу Советского Союза. При полном водоизмещении 7000 тонн, длине 130 метров и грузоподъемности 2700 тонн судно имело дальность плавания до 4500 миль при экономичном ходе 12 узлов. Дизель-электроход имел пять дизель-генераторов по 1000 л.с. и три вспомогательных — по 425 л.с. "Цна" имела также ледокольный корпус и способна была работать в северных морях. К моменту спуска судна на воду возникла острая потребность в прокладке кабельных трасс на Черном море. И в дальнейшем, уже после выполнения основной задачи, "Цна" осталась в Севастополе. После раздела Черноморского флота в 1993 году судно в составе Военно-Морских Сил Украины именовалось "Новым Бугом". Инициатор спасения "Цны" и ветеран этого судна Владимир Сенцов писал во все инстанции, доказывая необходимость сохранения и восстановления его. Судно способно было бы прокладывать любые кабельные трассы по дну моря на глубинах до 2500 метров при скорости прокладки 10 км/час, что в шесть раз дешевле и в 30 раз быстрее наземной технологии. В век оптико-волоконных коммуникаций требовали замены старые, отработавшие свое линии. "Цна" — единственное судно на Черном море, которое могло не только прокладывать кабель, но и поднимать его с любой глубины. Дизель-электроход имеет два винта, активный руль, подруливающее устройство, способен двигаться лагом и держаться неподвижно над заданной точкой даже при волнении моря в пять баллов. В трех трюмах (тенксах) судно способно нести до 700 километров кабеля или иной груз. Кабельное судно должно быть востребовано и в Украине, и в других странах для прокладки кабельных линий и подъема старых коммуникационных систем.

Письма Владимира Сенцова возымели действие. Газовый резак, занесенный было над "Цной", на время отложили. Сенцов с удвоенной энергией стал искать людей, которые могли бы вдохнуть в судно вторую жизнь.

А судно тем временем стояло у стенки без дела и, похоже, без охраны. За время длительной стоянки оно было разграблено и приведено в полную негодность. Впереди явно маячила разделка на металлолом. Такова судьба многих кораблей и судов даже веком помоложе. Активный взаимный поиск свел обреченное судно и научно-производственное объединение "ЭКОТЕХ". 28 июля 2004 года ООО "НПО "ЭКОТЕХ" по договору с Государственной компанией по экспорту и импорту продукции и услуг военного назначения "Укрспецэкспорт" приобрело у ВМС ВС Украины кабельное судно "Новый Буг". И уже в 2005 году судно получило свое новое имя по имени предприятия, спасшего его.

15 января 2005 года, когда судно "ЭКОТЕХ" ошвартовалось у причала судоремонтного предприятия, специалисты оценивали его как "труп, случайно попавший в реанимацию вместо морга". Кабельные трассы дизель-электрохода были вырублены. А это семь килограммов меди на погонный метр кабеля, 16 килограммов свинца. Были разграблены электрические щиты. Исчезло практически все, что содержало цветной металл. Даже полы алюминиевые с линии валов и из машинного отделения унесли. Вынести все это с борта военного судна без ведома охраны невозможно. Значит, кто-то дал команду закрыть на грабеж глаза. Кто? Не разберутся силовики — расскажут историки. Город-то небольшой, всяк видит и слышит, чем сосед занимается. Может, и адмиралы той поры что-то подскажут. Сами. Судоремонтникам предстояло сотворить чудо воскрешения судна. И они сделали эту работу.

Капитан судна "ЭКОТЕХ", "морской волк" с 30-летним капитанским стажем Анатолий Никифоров тщательно подбирает команду. Судну предстоит совершать длительные рейсы и, возможно, не только по Черному морю. Поэтому к профессионализму каждого особые требования. Среди ветеранов "Цны", вновь ступивших на борт "ЭКОТЕХА", — начальник группы прокладки судна специального назначения Николай Фомичев. В конце июня 1980 года он со своими товарищами по сигналу тревоги вышел к берегам Кавказа. Выход был столь срочным, что захватили с берега только капитана и пару членов экипажа. Под Геленджиком в подводном каньоне погибал исследовательский аппарат "Аргус", пойманный кабельными нитками. Такая нитка в руку толщиной прочно зацепилась за рубку "Аргуса" и, несмотря на все маневры аппарата, не выпускала его из плена. "Цна" сумела зацепить кабель и стала его выбирать. На экранах приборов отметка от "Аргуса" не шевелилась. Не тот кабель! Лишь с третьего раза подняли нужный кабель, и "Аргус" с тремя гидронавтами на борту всплыл с глубины 270 метров. Запаса воздуха на борту оставалось на 30 минут.

Восстановительные работы на системах пожаротушения контролировал помощник капитана по пожарно-технической части Иван Литвинов. А старшему механику судна Игорю Вакалу за время ремонтных работ пришлось тысячи раз пробежаться по всем трапам, побывать в каждом помещении, лично убедиться в том, что все идет по плану. Начальник радиостанции Владимир Карпаев имеет около 30 лет опыта работы на различных судах и считает, что "ЭКОТЕХ" оснащен самыми современными и надежными средствами связи.

Общество с ограниченной ответственностью "НПО "ЭКОТЕХ" сделало все возможное, чтобы судно специального назначения "ЭКОТЕХ" вышло в море. Перед ним стоит задача: уже в ближайшее время начать очистку морского дна от следов активной технической деятельности человека за последние 200 лет. Внесет "ЭКОТЕХ" свой вклад и в прокладку современных оптико-волоконных средств коммуникации.

Другие статьи этого номера