Александр ТРАХАЧЕВ: «Законодатели должны научиться жить по тем законам, которые приняли!»

Наш собеседник сегодня — председатель ГНА в г. Севастополе Александр Сергеевич ТРАХАЧЕВ.
— Прошло пять месяцев после вашей первой пресс-конференции по назначении на должность председателя Севастопольской государственной налоговой администрации. За это время, наверное, многие ваши мысли и планы изменились, в чем-то наверняка вы разочаровались, а какие-то убеждения, наоборот, получили подтверждение на практике. Но в любом случае вы поняли, чем вас «нагрузили». Так?

— Сказать, что "нагрузили", так нет: это, в общем-то, нормальная работа. Но не все просто складывается с исполнением бюджета Севастополя. И первое, что меня удивило здесь: город, ранее обладавший значительным промышленным потенциалом, сегодня это "лицо потерял". Да, говорим, что осталось судостроение. Но, по сути, оно выражено в небольших судоремонтных компаниях — "осколках" былых гигантов отрасли. Есть и рыбообрабатывающие компании. Вроде звучит громко. На деле же ни вы, ни я "родной" севастопольской рыбы не видим. А раз мы не видим ее, то, образно говоря, не видим и того количества налогов, которое необходимо городу и севастопольцам.

Мы говорим о значительной перевалке грузов, которая существует сегодня в городе. Вроде бы это тоже большой источник доходов для бюджета. Я все буду переводить на доходы и далее, вы позволите? Ведь это моя работа! Вот, на первый взгляд, и кажется: есть нефтепереработка, есть современные терминалы сыпучих грузов, есть зерно, есть металлолом и т.п. Значит, и поступления в бюджет от этих компаний должны быть достаточно серьезными. Даже при существующем налоговом законодательстве. Но практически все стараются минимизировать налогооблагаемую базу.

Получается, что из 4182 юридических лиц — зарегистрированных налогоплательщиков по прибыли — основную нагрузку по поступлению этого платежа несут чуть более 100 предприятий. А ведь задача стоит о привлечении к уплате всех налогоплательщиков. Ведь только тогда можно пополнять бюджет и в то же время снижать налоговую нагрузку! Влияет на поступления и уход за пределы города отдельных плательщиков бюджета. Это ООО "Агрофирма "Золотая балка", Севастопольский филиал ОАО "Укртелеком", в их числе и филиалы банков — АБ "Морской" и АБ "Таврика".

Всю жизнь придерживаюсь основополагающего принципа: там, где находится производственная база, должно быть зарегистрировано предприятие, там должны платиться налоги, в том числе в государственный бюджет. И неважно, где находится сам хозяин.

— Вы озвучили и проанализировали реальные цифры средств, которые дает казне город. Позволяют ли они говорить о том, что изменилась структура бюджетообразующих предприятий, а город из промышленного центра переходит в разряд транспортно-перевалочного узла или становится местом отдыха и развлечений?

— Сейчас очень трудно выделить какую-то направленность или сезонность развития города. Как таковой курортной зоной он не является, так как говорить о серьезном повышении поступлений в бюджет летом нельзя. Изменения структуры, несомненно, происходят. Можно сказать, сколько в процентном отношении дает бюджету та или иная отрасль городского хозяйства. Например, за 9 месяцев этого года общая сумма сбора в госбюджет составила 338 млн 212 тыс. грн. Она включает сбор от предприятий обрабатывающей промышленности, в т.ч. пищевой и переработки сельхозпродуктов, машиностроения, легкой промышленности, металлургии и др. — 56 млн 196 тыс. грн (или 16,6%), от оптовой и розничной торговли — 38 млн 695 тыс. (11,4%), от государственного управления — 36 млн 864 тыс. (10,9%), транспорта — 36 млн 290 тыс. (10,7%), строительства — 24 млн 467 тыс. (7,2 %), операций с недвижимостью — 31 млн 471 тыс. (9,3%), связи — 7 млн 637 тыс. (2,3%) и т.д. Сбор от рыбного хозяйства составил 2 млн 665 тыс. грн (0,8%), сбор от добывающей промышленности (в т.ч. от разработки каменных карьеров), добычи песка и глины составил 8 млн 800 тыс. грн (2,6%).

Так что о главенствующей составляющей говорить пока не приходится. Зато мы можем назвать ряд предприятий, которые уменьшили объемы своих обязательных платежей по сравнению с прошлым годом: ОАО "Севастопольгаз", ГП "Инкерманский завод марочных вин", ГП "Севастопольское авиационное предприятие", предприятие "Строительное управление Черноморского флота", КП "Севастопольтепло-энерго" СГС, "Югсевморсервис" и другие.

Поэтому сегодня нельзя назвать какой-то один серьезный, самый важный для города бизнес. В связи с этим хочу еще раз подчеркнуть: именно власти должны определить, наконец, приоритетное направление развития региональной экономики исходя из специфики расположения города, его традиций, трудовых ресурсов, промышленного потенциала и т.д. Сейчас же местная экономика многовекторна. И развивается сама по себе. И город развивается, не стоит на месте. Но четкого плана этого развития нет.

Я пока не готов выделить это стратегическое направление развития. Если раньше мы, говоря о Севастополе как о военно-морской базе, знали, что город выделяется в стране и своей рыбной промышленностью, судоремонтом и судостроением, то ныне заявлять о какой-то его специфике преждевременно. Да, есть рыбные компании, но на бюджет, а значит, содержание города, его развитие, они существенно, как раньше СПОРП "Атлантика", не влияют. Вот и получается, что сегодня самые крупные налогоплательщики региона — ОАО "ЭК "Севастопольэнерго", которое за 9 месяцев заплатило в казну около 6,9 млн грн, ОАО "Балаклавское рудоуправление им. А.М. Горького" — 6,1 млн, ГП "Севастопольский морской рыбный порт" — порядка 5,5 млн. Вот такие сейчас наши масштабы.

На этом фоне можно поблагодарить российский Черноморский флот, который дает городу и значительное количество высокооплачиваемых (в сравнении с местными реалиями) рабочих мест, и соответственно большой объем налогов — за 9 мес. этого года 22,7 млн грн в местный бюджет.

Ни перевалка грузов, ни порты — рыбный, торговый — не дают столько, сколько, по идее, должны. Не получает город столько, сколько ожидалось, от "Югторсана". К "Авлите", кстати, как плательщику, у нас претензий нет, но хочется, чтобы объемы переработки и платежи у этого предприятия были намного выше.

Кстати, я понял подспудный смысл вашего вопроса — о моем отношении к разным терминалам. Отвечаю опять-таки со своей точки зрения: все обещания, которые даются, к сожалению, не выполняются. Все говорят: будет увеличение бюджета. Я всегда прошу конкретики: за счет чего, каких видов налогов? И все претенденты "переводят стрелки" лишь на подоходный налог. Но начисления на зарплату, даже если она будет выплачиваться законно местным жителям, а не в конвертах привезенным с собой рабочим, как это делает большинство иногородних строительных компаний, — это социальные выплаты. Во всем мире это затраты на содержание рабочей силы. А налогов непосредственно государству и на развитие города от пришлых фирм пока я не вижу. Нам для рассмотрения никаких расчетов не поступало. Может, и есть они где-то разве что в проектах.

Не буду голословным: есть десятка два предприятий, которые на 1 октября 2005 г. получили от сотен тысяч до нескольких миллионов возмещения НДС, одновременно ни копейки или мизерно заплатив налог на прибыль. Я привык к конкретике, поэтому в беседе с главой фирмы, занимающейся металлом, прямо спрашиваю: зачем грузить целый вагон, если прибыли с этого, по его же словам, всего тысяча гривен? Не лучше тогда просто собрать самосвал металлолома и сдать — больше будет.

А оптовики? Лето — время отдыха — закончилось, пора подсчитывать дивиденды от сезона. Сам видел же на День города цены на прохладительные напитки, иные товары — немногим они по карману. Думал, городу прибыль будет. Ан нет — когда пришло время платить налоги, крупные поставщики всего этого изобилия даже на убытки жалуются. А сколько квартир сдается "втемную", сколько частных "отелей" под видом садовых домиков гостей принимают! Понимаю бабушек, которые вторую комнату студентам сдают: жить-то надо. Но когда гребут без меры, не принимаю. Нужна градация. И я верю, мы к цивилизованной уплате налогов все-таки придем. За отдых, за мусор, оставленный нам, за дополнительные расходы на содержание гостей, излишки энергии нужно городу платить. Иначе бюджет попросту такие расходы не потянет. Мы, по крайней мере при подготовке к следующему сезону, все это учтем.

— То есть все схемы ухода от налогов вы прорабатываете и ищете пути противодействия им?

— Этот процесс идет постоянно. Есть фирмы, называющие себя производственными, которые занимаются непрофильным бизнесом, экспортируя, к примеру, "некондиционные шкуры КРС". Но мы прекрасно знаем все схемы и подсчитали: во всей Украине столько коров никогда не было, сколько их шкур на Запад вывезли! Такими предприятиями мы занимаемся вплотную. Сегодня есть три уголовных дела-"миллионника" (ущерб от них такой). Стараемся не мелочиться. Вообще у нас по городу возбуждено более 30 уголовных дел. Разрабатываем их вместе с СБУ, прокуратурой, УВД и другими ведомствами. Несмотря на готовность к открытости, мы — не благотворительная организация.

Другая наша беда сейчас: резко упали акцизные сборы, поступления от лицензий на оптовую торговлю алкоголем. Почему-то никак не могут специалисты определиться с должным уровнем этих платежей, проведя четкую границу между мелкими фирмами и "китами" алкогольного бизнеса. А страдают, в конце концов, те, кому налоги должны вернуться в виде социальных льгот, зарплат и т.п. Да и самим предприятиям, таким, к примеру, как хозяйство в совхозе им. Полины Осипенко и др., это только вредит. Оно небольшое, но уникальное, и качество продукции соответствующее, а не ширпотреб, за который можно брать по 250000 гривен за лицензию.

Поэтому при общих цифрах прироста поступлений в бюджет в целом по городу в сравнении с прошлым годом — на 13% в Сводный бюджет (более 40 млн) — плановая "роспись" Минфина не выполняется. Хотя и здесь парадокс: на каком основании она сделана? Ведь задание на 2005-й давалось по самым высоким показателям 2004-го. Не всегда учитывается изменившаяся база налогообложения. Народные депутаты, понимая это и задавая вопросы, контролировать на деле создание минфиновских планов сбора поступлений не могут.

— По вашему мнению, как повлияет на экономическую ситуацию в Севастополе подготовка к выборам?

— Разногласия между исполнительной и представительной ветвями власти в Севастополе также отражаются и на отношениях с предпринимателями, которые, прекрасно понимая ситуацию, не спешат, скажем так, платить. Страна вышла на финишную прямую — скоро важнейшие выборы на всех уровнях. Сейчас много партий, много течений — все гадают, кто победит. А в такие моменты бизнес и финансы, как правило, замирают, не высовываются. Они в ожидании, куда выгоднее будет направлять денежные потоки. Тем более что в прошлом году город уже приобрел, если можно так сказать, печальный опыт, почти безальтернативно поддерживая одного кандидата. Сегодня у каждого, тем более предпринимателя, — свои понятия, свои отношения к той или иной политической силе. Но практически у многих нет должной уверенности в будущем своего дела. То есть работают краткосрочные проекты и схемы, дающие сиюминутную прибыль. Причем зачастую игра идет "втемную". И все это в конечном счете сказывается на производстве, бюджете и налогах.

— Вы можете сказать, какие изменения будут в налоговом законодательстве после выборов в парламент и местные органы власти?

— К сожалению, нет. И это нонсенс! Почему? Когда же законодатели, которые и принимали эти законы, научатся жить по ним? Ведь положено, что все изменения в налоговое законодательство, если были предложены, должны быть рассмотрены и приняты не менее чем за полгода до нового бюджетного плана! У нас сегодня опять "телега впереди лошади": под бюджет пишут какие-то законы и изменения. А от налоговиков потом требуют все больше и больше поступлений. Нигде, ни в одной цивилизованной стране мира не составляется сначала расходная часть, а потом подгоняется доходная, причем даже без указания источников. А у нас только так. Порочная практика, которая делает формирование бюджета из года в год самым больным вопросом для всего общества.

Золотое правило: когда не знаешь, как правильно делать — на уровне страны ли, города, района или отдельного предприятия, — спроси у специалистов. Помните, еще на первой пресс-конференции я просил через СМИ посоветовать всем предпринимателям: чтобы не было потом весьма дорогостоящих санкций, придите сначала к нам, проконсультируйтесь! Ошибку всегда легче предупредить, чем исправить.

— Кому-то помогли?

— Да, мы собирали судоремонтников, разбирались с нулевой ставкой НДС по экспорту. Давали запросы в Киев, получили ответы. И определенный консенсус нашли. Кроме того, провели ряд встреч с другими предпринимателями, а также усилили массово-разъяснительную работу. Взаимодействие с налоговой службой позволяет избежать многих неточностей.

— А период «притирки» с коллективом как у вас прошел, Александр Сергеевич?

— Произошел ряд структурных и кадровых изменений. Назначены новые начальники районных налоговых инспекций. Но подчеркну: никакой политики здесь нет, все назначенцы — те молодые, перспективные заместители, которые работали здесь и раньше. Пусть теперь за четвертый квартал покажут, насколько верен был наш выбор.

— Можете сформулировать, что в первую очередь не удается пока сделать налоговикам для успешного наполнения казны?

— Главное, считаю, что налогоплательщики не поверили до конца тем словам, которые я говорил не раз в этой должности: "Мы открыты для всех! Мы готовы работать на партнерских отношениях с предпринимателями". К сожалению, все больше я убеждаюсь в том, что боязнь у налогоплательщиков остается: вы, мол, говорите, а я лучше в сторонке постою. Это горько! И неправильно прежде всего для самих же бизнесменов: рано или поздно, но всегда государство свою долю получит. Мировая практика свидетельствует: выгоднее делиться добровольно, как и положено по закону. А как положено — мы всегда готовы разъяснить.

Другая беда: сейчас у нас идет недобор поступления по подоходному налогу: доход казны с физлиц составляет пока более 108 миллионов гривен. Требуется в данный момент 114 млн. А по году у нас роспись — 172 млн. Планируем получить фактически чуть больше 150 млн. Говорить, что у людей вдруг резко возрастет зарплата и увеличатся отчисления, даже не стоит. Другой резерв — задолженность по зарплате (по городу в целом около 7 млн), даже если ее выплатят, все не покроет. К тому же основная доля долгов приходится на убыточные — коммунальные и сельхозпредприятия города. А когда они встанут на ноги?..

Значит, деньги не поступят, а под них уже предусмотрен ремонт крыш, канализации и т.п. Откуда брать деньги? Получается: нужно садиться ветвям власти за "круглый стол" и искать ответ. Налоговая это не организует, она контролирует.

Еще больной вопрос: зарплата в конвертах. Но в исправлении положения, признаемся честно, дальше разговоров дело не пошло. Если, дай Бог, буду работать и дальше, лично сделаю такой анализ: послушаю выступления кандидатов, посмотрю, кто из них прошел в депутаты, интересы каких предприятий он (она) представляет и что конкретно эти предприятия вносят в бюджет, сколько и как получают их работники. С трибун-то можно говорить многое. Но я всегда осторожно отношусь к тем, кто бьет себя в грудь — я спонсор детдома! Детям конфеток на сотню дает, а от казны и других обездоленных, малоимущих уводит в тень тысячи и миллионы положенных налогов. Каждое государство должно быть самодостаточным. И зарплата на уровне минимума или даже меньше — нонсенс, о котором все знают, осуждают, но это как бы всех устраивает. Допустим, жена получает 500 гривен, муж — 500. Спрашивается: реально ли сегодня существовать семье месяц на тысячу? Нет! Если это действительно не какое-то "растительное" существование. Но ведь многие так живут. И многие неплохо — за счет неконтролируемых дополнительных доходов. А то, что "черный нал", проходя мимо Пенсионного фонда, в старости до нищеты может довести, мало, похоже, самих работников заботит. А уж работодателей вообще не волнует! Больно, что молодежь сразу в такие однозначные условия рынок ставит. Сам отец, уже нервничаю, куда сын после института через полтора года пойдет работать, на какую зарплату? Вот еще почему мне хочется сравнить предвыборные обещания политиков с практикой работы их фирм, в частности по выплате зарплаты. Может, это нужно было и раньше сделать. Но после выборов обязательно такой анализ обнародую.

— А что сейчас может быть противоядием теневой зарплате?

— Пока только одно: законодательство о справедливом прожиточном минимуме и строгий контроль. Но он возможен только после официального заявления самого "обиженного". Именно так и благодаря своим усилиям за первое полугодие мы выявили свыше 100 неоформленных рабочих мест. Была и пара благодарностей от людей, которым мы помогли полностью получить заработанное.

— То есть ваш призыв «Обращайтесь к нам, мы поможем!» некоторые севастопольцы все же услышали и последовали ему?

— Да. Но зачастую приходят, уже пребывая в безвыходном положении. Делаем тогда, что можем. Только легализация занятости в Украине обеспечит и легализацию заработной платы.

— Можете привести пример сложившихся партнерских отношений налоговой и предпринимателей?

— Не хотел бы раздавать авансы. Завершится сдача квартальных отчетов по прибыли, вот после 10 ноября — по итогам — поговорим подробнее.

— В том числе и на прямой связи в «Славе»?

— И в вашей уважаемой газете тоже.

— Спасибо!

Другие статьи этого номера