Депутаты приняли решение не возвращать Богу Богово

8 ноября на послеобеденном заседании сессии Севастопольского городского совета народные избранники вновь показали собственную бездуховность и необразованность. В очередной раз с треском провалился вопрос не только о возвращении католической общине храма, ныне кинотеатра «Дружба», но и заодно задроблено выделение земли под строительство костела.

Аргументация отказа выглядела весьма сомнительной. Автором альтернативного проекта Екатериной Руденко и депутатом по 33-му избирательному округу Ольгой Мироновой была высказана мысль о необходимости сохранить тот очаг культуры, коим является… детский кинотеатр "Дружба". Ничего, что ребята порой смотрят отнюдь не предусмотренные для показа до 16 лет фильмы, но даже и не иностранную мультипликацию, а по большей части боевики с элементами порно. Но это же намного лучше, считает Екатерина Михайловна, нежели потакать, на ее взгляд, абсолютно чуждому нам католицизму.

Однако стоит отдать ей должное, она хотя бы предложила выделить землю для строительства нового костела. Но и этот вариант показался депутатам излишне щедрым по отношению к севастопольским католикам. В конце концов это же не земля под очередную дачу, столь необходимую какому-нибудь слуге народа, а всего лишь храм. Видимо, поэтому народные избранники даже не соизволили дослушать доклад начальника отдела по делам религий Севастопольской городской государственной администрации Олега Котлярова, посчитав, что все, что может сказать специалист в этой области, лишь осложнит принятие столь однозначного решения.

Обидно, что мы, севастопольцы, настолько гордящиеся славой своих предков, известной не только на территории бывшего СССР, но и за границей, вынуждены опозорить это наследие деяниями наших депутатов. А задумывались ли народные избранники о том, какую репутацию получит не только наш город, но и Украина в целом, если станет известно, что в святом месте — храме — транслируют явно не высококультурную видеопродукцию, играют на автоматах, а в алтаре справляют естественные нужды?!

Пожертвования на возведение нашего костела шли со всей Российской империи. Католический храм строили в полном смысле этого слова всем миром. И даже в военные годы захватчики не оскверняли культовые сооружения так безмятежно, не задумываясь, как делаем мы сейчас. И пока с легкой руки советской власти мы продолжаем марать честь наших предков, остается надеяться, что католическая община и дальше будет проявлять поистине христианское терпение и не посетует на свою беду иностранным братьям по вере. Хотя повод более чем серьезный: по принятому в Украине закону культовые сооружения давно уже должны быть возвращены верующим.

Анна МОСКАЛЕНКО.

Справка

Католический храм строился в 1905-1911 годах. Автор проекта — военный инженер Н.И. Третесский. Выдержан в стиле неоготики, внутренняя планировка — трехнефный зал с балконом и цокольным этажом. Костел функционировал до декабря 1936 года. В годы Великой Отечественной войны здание пострадало. В 1960 году католический храм по проекту архитектора И.А. Брауде перестроили в кинотеатр "Дружба": к уцелевшему фасаду пристроили застекленный вестибюль с кассами.

Официально

Начальник отдела по делам религий СГГА Олег КОТЛЯРОВ:

"В Севастополе римско-католическая община была зарегистрирована и получила статус юридического лица 5 января 1995 года. Официальная численность — 600 человек. По воскресеньям на богослужение приходит от 80 до 120 человек. Богослужение приходится проводить в два приема, что противоречит канонам, но иначе невозможно, потому что оно осуществляется в квартире священника. К нам в отдел пришли гарантийные письма от главы римско-католической церкви и от симферопольского епископа, в которых сказано, что в случае возвращения костела общине они обязуются в течение трех-четырех лет восстановить его в первозданном виде. Средства на эти цели уже собраны. Для строительства будут привлечены наши специалисты. Также выделены средства для поддержания в порядке близлежащей территории. В костеле будет установлен орган, послушать который смогут не только члены общины, но и все желающие, независимо от вероисповедания.

Кстати

Из доклада на научно-практической конференции, проходившей в Севастополе несколько лет назад, кандидата исторических наук Виталия Коваленко:

"История католической общины российского Севастополя еще ждет своего исследователя. Известно, что осенью 1912 года она насчитывала 3389 человек. Среди горожан Севастополя, игравших весомую роль в жизни города, флота да и страны в целом, немало католиков. Наиболее известным из них стал впоследствии, на наш взгляд, Карл (Николай) Казимирович Косцюшко-Валюжинич. Родившийся и выросший в Житомире, он подчеркивал впоследствии: "Не скрываю своей литовской национальности и римско-католического вероисповедания". С 1888 года и до самой кончины, последовавшей 14 декабря 1907 года, он возглавлял археологические раскопки в Херсонесе, представляя в нашем городе столичную археологическую комиссию. В 1892 году основывает Херсонесский музей местных древностей, впоследствии всемирно известный.

Весьма известной, но более узкому кругу лиц, личностью является контр-адмирал Генрих Фаддеевич Цывинский, младший флагман Черноморского флота. В 1906-1908 годах командовал отдельным практическим отрядом Черноморского флота. Он избрал стезю военного моряка, сочетая ее с научной и дипломатической деятельностью. Командовал кораблями различного класса, неоднократно участвовал в кругосветных плаваниях. Во время службы на Дальнем Востоке удостоился награды японского императора — ордена "Восходящего солнца и Священного сокровища". В 1895 году выполнил секретную миссию на Босфоре. Прибыв в Турцию под видом туриста, он составил подробный план зоны проливов, сопроводив его детальными фотографиями. Затем снова Япония, Англия, и снова Россия. На четыре года судьба связала Генриха с Севастополем. Его впечатления о городе отражены в мемуарах "50 лет в Императорском флоте". Верно служа империи, Цывинский отдал ей не только свой талант и энергию, но и двух сыновей, пошедших по стопам отца.

К сожалению, в связи с большими объемами мы не можем привести подробное описание жизни и заслуг перед Отечеством всех севастопольцев-католиков, вот фамилии некоторых из них: К.О. Мисинский, владелец знаменитой варшавской кондитерской; знаменитый военный врач Вацлав Донатович Шредер; инструктор севастопольской авиационной школы штабс-капитан Бронеслав Витольдович Мациевич, дин из первых летчиков России, и т.д.

Другие статьи этого номера