«Каждый ребенок должен усвоить, что реклама существует для того, чтобы быстрее и выгоднее что-то продать, а не потому, что это «что-то» обязательно полезно для человека»

По мнению специалистов, из 2544 установленных в городе в прошлом месяце рекламных щитов только четыре содержали позитивную информацию для подрастающего поколения. В основном школьники видят на биг-бордах рекламу алкоголя и табака. 1 ноября в Севастополе стартовал месячник педагогической пропаганды «Социальная реклама и здоровье детей».

Реклама — проблема социальная

Первым мероприятием объявленного месячника стала прошедшая в школе N 58 городская научно-практическая конференция педагогов, родителей и учащихся, на которой, собственно, и была обозначена проблема некачественной, с точки зрения влияния на детскую психику, рекламы. Кроме методиста ИПО Ирины Стародубцевой, с докладами о том, какая реклама предлагается вниманию севастопольцев, в том числе и совсем юных, выступили учащиеся школ N 33, 57, 58. Наблюдения за тем, как реклама влияет на личность ребенка, провели учащиеся школы N 58 Владислав Булатчик и Михаил Силонов. Свои исследования в области прошлого, настоящего и будущего рекламы, а также законов рекламной деятельности на конференции представили старшеклассницы этой же школы Юлия Казяйкина, Юлия Романькова, Виктория Лобанова, Анастасия Сорокина, Кристина Келехсашвили, а свой взгляд на современную рекламу — Анастасия Мандыч, Алла Никифорова и Света Герасимова.

ИНФОРМАЦИЯ К СВЕДЕНИЮ: Человеческое общество немыслимо без рекламы. Первое рекламное сообщение было высечено на камне. Потом рекламу размещали на глиняных дощечках и папирусе. В Древней Греции и Риме рекламные сообщения громко зачитывали на площадях. Первое печатное объявление рекламного характера появилось в 1472 году. Это было размещенное на дверях церкви объявление о продаже молитвенника.

Пожалуй, даже опытным рекламистам было бы чему поучиться у ребят. Устами ребенка, как известно, глаголет истина. А социальная реклама — дело серьезное. По словам методиста ИПО Ирины Стародубцевой, влияние рекламы на личность ребенка велико. А ее исполнение (исследовались образцы от визитки до расклеенных в троллейбусах объявлений и огромных уличных щитов) поражает изобретательностью и практичностью. Специально организованная группа в октябре проехала по улицам города от конечной остановки 10-го маршрута до рынка на 5-м км, изучая рекламные щиты. Из 156 биг-бордов в 48 случаях рекламировались табачные изделия, в 31-м — спиртное (в сумме составляют более 50%), остальная реклама в основном касалась косметики и средств мобильной связи.

ИНФОРМАЦИЯ К СВЕДЕНИЮ: В России купцы за отдельную плату нанимали зазывал, которые громко расхваливали достоинства товара и их владельца. При этом не считалось зазорным эти достоинства преувеличивать. В советское время считалось, что реклама одурачивает людей, поэтому внимание граждан к товару или услугам привлекалось фразами типа "Летайте самолетами Аэрофлота!" или "Пейте томатный сок!".

— Надписи огромного размера запоминаются детьми, — говорит Ирина Стародубцева. — При удобном случае школьники могут воспользоваться призывами, которые прочитали. Какую цель преследовали рекламисты, размещая на рекламе вина надпись "Желания сбываются", а на рекламе сигарет — "Легкое увлечение"? В данном случае дополнительные призывы в наружной рекламе играют отрицательную роль. Как и повторяющиеся рекламные щиты. Наша "рекламная экспедиция" только на одном маршруте насчитала 17 биг-бордов с рекламой сигарет "Винстон" и 8 — "LD". Постоянно видя такую рекламу, школьники не только будут стремиться к курению, но и подсознательно выбирать сигареты именно этой марки. И у нас — педагогов, родителей — есть два пути профилактики вредных привычек среди молодежи. Первый — следить за размещением рекламы на улицах, второй — вести разъяснительную работу, чтобы каждый ребенок усвоил, что реклама существует для того, чтобы что-то выгоднее и быстрее продать, а не потому, что это "что-то" обязательно полезно для человека. Ребята должны научиться отделять полезную рекламу от вредной.

Зрелостью суждений поразили прозвучавшие следом доклады ребят. По мнению юных экспертов, используемый рекламистами психоанализ позволяет создавать такую рекламу, которая заставляет покупать, например, те же сигареты "Винстон". Причем, если это делают взрослые, смириться можно, а вот если дети, то рекламу следует уже считать антинародной.

По мнению старшеклассников, реклама вводит людей в заблуждение, смягчает чувство вины. Школьники начинают курить, потому что "все так делают" и "это престижно". Реклама психологически манипулирует молодежью, создавая потребности на пустом месте, заставляя чувствовать себя счастливым, лишь имея что-то. Яркий пример — рекламируемые повсюду средства мобильной связи. Наверное, многим родителям уже пришлось выдерживать натиски школьников, во что бы то ни стало желающих заполучить мобильный телефон, потому что "уже у всех в классе есть, а у меня нет". Неуемное желание иметь недоступную вещь порой толкает подростка на необдуманные шаги. Ради обладания тем же мобильником ребята с их еще неокрепшей детской психикой могут пойти на преступление — ограбить кого-то или даже убить. А еще могут совершить суицид.

"Бери от жизни все!", "Спеши жить!", "Только сегодня и сейчас!", "Этот фильм изменил жизнь миллионов!" — идеологических ловушек, позволяющих манипулировать общественным мнением, очень много. Печально, что наряду со взрослыми в них все чаще попадают живущие в мире рекламы дети.

Здоровая молодежь — крепкое государство

Под таким девизом предложили ребята вести борьбу за качественную рекламу. По мнению старшеклассников, настало время полезной социальной рекламы. "Если мы везде видим рекламу табачных изделий, то почему бы нам параллельно не размещать на биг-бордах возле школ информацию о том, что в мире от последствий курения ежегодно умирает свыше 700 тысяч человек и при всем этом не могут избавиться от вредной привычки половина мужского населения и четверть женского? И почему бы нам чаще не говорить об этой проблеме на классных часах? Мы за рекламу. Но не за ту, которая создает потребности на пустом месте, развивает дурной вкус, портит язык своим сленгом и вводит людей в заблуждение. Мы за прогрессивную рекламу, привлекающую внимание к действительно качественному товару, агитирующую за здоровый образ жизни".

— Цель городского месячника педагогической пропаганды "Социальная реклама и здоровье наших детей" — объединить усилия всех, кому небезразличны вопросы психического здоровья и духовного воспитания современных школьников, — говорит член оргкомитета, методист ИПО Татьяна Бессонова. — Итогом месячника должны стать широкая гласность проблем в области наружной рекламы города, рекламы на телевидении и в печати, обращения участников массовых педагогических мероприятий к руководителям администраций и рекламных агентств, формирование социально ценных установок у детей и подростков после анализа рекламной продукции. Общественность должна указать рекламистам на степень их социальной ответственности, что будет способствовать созданию на региональном уровне механизмов контроля рекламной деятельности со стороны общества.

Подготовила Елена ИВАНОВА.

Кстати

Обсуждение обозначенной проблемы продолжится 15 ноября во Дворце детства и юности, где состоится ток-шоу клуба "Есть проблемы" на тему "Реклама — двигатель прогресса? Город в объятиях рекламных щитов: "за" и "против".

Другие статьи этого номера