Транспортной схемой нового генплана Севастополя предусматривается сооружение транспортно-пешеходного туннеля, который свяжет улицу Генерала Петрова с улицей Пожарова. Вопрос о необходимости его сооружения управление градостроительства и архитектуры ставило лет двадцать назад, но реализация этой идеи неоднократно снималась с повестки дня из-за отсутствия бюджетных средств. И вот пришло время, когда преодоление финансового барьера стало для города жизненно важным и неизбежным. Сейчас у нас число автомашин на 1000 жителей достигло 200 единиц, и не только в курортный, но и в так называемый мертвый сезон в часы пик на улицах городского кольца возникают транспортные пробки.
В связи с этим управление капитального строительства горгосадминистрации заказало архитектору Георгию Григорьянцу технико-экономическое обоснование транспортно-пешеходного туннеля. Выполнив эту работу, Георгий Саркисович представил ее на обсуждение градостроительного совета. По расчетам туннель будет протяженностью в 225 метров, а высотой в 5 метров. Его ширина, составляющая 11 метров, позволит организовать двухстороннее движение автотранспорта и соорудить два пешеходных тротуара. Туннель с пропускной способностью в 2 тысячи машин в час внесет кардинальные изменения в транспортные потоки по центру города, разгрузит улицы Большую Морскую и Адмирала Октябрьского.
Туннель будет пробит параллельно бомбоубежищу, сооруженному в годы "холодной войны" с целью укрытия в нем 20 тысяч горожан в случае угрозы применения вероятным противником ракетно-ядерного оружия. Достаточно хорошо сохранившееся бомбоубежище предполагается использовать для прокладки в нем инженерных коммуникаций, обеспечивающих функционирование туннеля.
Несмотря на то, что среди членов градостроительного совета есть архитекторы, которые были причастны к давним и нереализованным проектам туннеля, обсуждение работы Георгия Григорьянца прошло довольно спокойно и никто не предложил альтернативного варианта новой транспортной артерии от центра города до улицы Пожарова, с которой связана значительная часть активно застраивающейся прибрежной территории Гагаринского района.
Если идею сооружения транспортно-пешеходного туннеля поддержали все члены градсовета, то проект реконструкции рынка в Балаклаве, в сущности, был отвергнут. И не из-за архитектурного решения этого объекта, создающего более цивилизованные условия для организации торговли, а по причине размещения крытого рынка. Оба его здания и автостоянку предполагается построить в районе Кадыковского городища, в границах которого в ходе археологических раскопок обнаружены древний некрополь, культовые сооружения средневекового и античного периодов, сделаны находки, представляющие большую историческую и культурную ценность.
Поскольку границы древнего городища, объявленного заповедным, точно еще не установлены, заместитель директора национального заповедника "Херсонес таврический" Олег Савеля с некоторой иронией назвал проект крытого рынка довольно милым, но предупредил, что на строительные работы надо получить согласие министерства культуры. Оно же такого согласия не даст без предварительного проведения археологических изысканий. Как это ни странно, ни горсовет, решающий вопрос о выделении земельного участка, ни заказчик рынка не знали о необходимости выполнения этого условия. Тем более заказчик не знает, в какую сумму обойдутся археологические исследования и какое время потребуется на их проведение. Ждать же, когда появятся у министерства культуры средства на научные археологические изыскания, — дело совершенно безнадежное. У нас нет денег даже на решение проблем текущей жизни. Посему члены градостроительного совета высказались за то, чтобы отложить обсуждение проекта крытого рынка до лучших времен.
Такое же решение было принято по проекту строительства в районе улицы Косарева общественно-торгового центра, заказчиком которого выступает фирма "Ажур". Раньше этот земельный участок предназначался для строительства детского сада, но якобы необходимость в нем в новых демографических условиях отпала. С таким градостроительным обоснованием большинство членов градсовета не согласилось, а оформление землеотвода фирме "Ажур" объяснили исключительными пробивными способностями заказчика. Кстати сказать, назвать этот объект общественно-торговым центром можно с большой натяжкой. Только если разговоры посетителей за столиком в кафе и приобретение в салоне мебели считать общественными потребностями.
Члены градсовета рекомендовали общественно-торговый центр с ночной платной автостоянкой разместить где-нибудь в другом месте, а этот земельный участок все же зарезервировать под детский сад. К тому же было предложено учесть, что вблизи участка проходит античная дорога. Таким образом, вторичное обсуждение этого проекта не закончилось его одобрением. Впрочем, градостроительный совет высказывает лишь рекомендации, а окончательное решение принимается во властных кабинетах.