Студент в тротиловом эквиваленте

Сегодня Международный день студента.
Этот праздник был учрежден в 1941 году в Лондоне на международной встрече учащейся молодежи, боровшейся против фашизма, а установлен в память о расправе со студенческой демонстрацией в оккупированной немцами Праге в 1939 г. И это очень символично. Потому как с самого зарождения понятие «студенчество» означало не только учащуюся молодежь, но и наиболее активно принимающую участие в общественно-политической жизни государства часть молодых людей. Во все времена студенчество было своеобразной взрывной массой, детонирующей при любых изменениях в этой сфере. Скорее всего, причиной являются неуемная энергия, ищущая применения, и юношеский максимализм, отметающий любой намек на существование другой, «неправильной» позиции.

Чтобы не уходить далеко в историю, науку в нашей стране крайне ненадежную, переписывающуюся каждый раз, когда она не соответствует новой идеологии, вспомним самое глобальное изменение в геополитической сфере ХХ века — развал СССР и российский путч. Именно только студенты принимали в нем участие за идею. Однако новый век диктует свои условия. И если студенчество так и осталось мощным "взрывным устройством", то "детонаторы" изменились.

Например, события годичной давности — "оранжевая" революция. Думаю, читатель со мной согласится, что большую часть обитателей Майдана составляли именно студенты. Причем по обе стороны баррикад. Да что далеко ходить, сейчас, в период предвыборной гонки, и в Севастополе партии предпочитают для всевозможных акций и пикетов нанимать именно студентов, всегда согласных прогулять пару-другую да и подзаработать на этой "непыльной" работе 30-50 гривен.

В чем причина? В кардинально изменившейся ситуации в сфере высшего образования. Сейчас Украина практически вышла на уровень дореволюционной Российской империи, когда студентами академий и университетов были дети достаточно состоятельных родителей, сейчас это чаще дети "защищенных" слоев населения. Высшее образование ныне стоит недешево, и после окончания школы дети из несостоятельных семей в основном идут в профтехучилища или сразу работать. Конечно, иначе дело обстоит с одаренными детьми, гениями, но их процент не так уж высок. Вот и получается, что в сегодняшних условиях любая идея конвертируется в денежный эквивалент. Аксиома — среда формирует личность.

Однако хочется отметить, что целью этой статьи было отнюдь не оценивание нынешнего студенчества для того, чтобы еще раз сказать: "Раньше было лучше". Учащаяся молодежь такая, какая она есть. И в этом есть свои плюсы. К тому же сегодня непутевые и старательные, ленивые и ответственные студенты совсем не думают об этом. Сегодня — праздник, а старая студенческая примета гласит: с чего бы День студента ни начался, он все равно закончится так же, как и в прошлый раз.

Анна МОСКАЛЕНКО.

Историческая справка

К концу XVIII века в Российской империи функционировало 12 вузов: в Санкт-Петербурге — 7, в Москве — 3, в Казани и Киеве — по одному. Резкое увеличение численности студентов и повышение престижа образования пришлись на период с 1897-го по 1908 год. А начиная с 1914 года возросло число студентов технических учебных заведений.

Кто в основном являлся учащимися академий, университетов и техникумов? В том же 1914 году абсолютное большинство студентов — выходцы из мещан (35,2%), из крестьян (22%) и дворян (9,8%). Немаловажен и тот факт, что для девушек из любых семей путь в университет был закрыт.

Сегодня же только в одном Севастополе функционирует 28 вузов I-IV уровня аккредитации.

Глас народа

За что нужно бороться детям наших альма-матер?

Анна, студентка 3-го курса Севастопольского филиала ТНУ им. Вернадского:

— Я считаю, что перманентно для студенчества главное не бороться за какие-то идеи, а учиться. Мои родители платят немалые деньги за мое образование, поэтому не могу позволить себе прогуливать пары ради участия в каких-нибудь пикетах или демонстрациях. Единственное, за что бы я отдала свой голос, — это за скорейшее введение в действие закона, вносящего изменения в законы "О занятости населения" и "О содействии социальному становлению и развитию молодежи Украины", чтобы выпускники вузов шли на зарезервированные для них места на предприятиях, а не были обречены на мытарства в поисках работы.

Евгения, студентка Южно-Украинского государственного педагогического университета им. Ушинского:

— Я иногородняя студентка, и для меня очень остро стоит вопрос общежития. По-моему, в Севастополе приличным жильем обеспечивают только студентов МГУ, всем остальным приходится ютиться в обшарпанных комнатках, без должных удобств. Часто наряду со студентами в общагах живут и семьи с детьми, что отнюдь не способствует учебному процессу. Приходится снимать квартиру, но это очень дорого. Я бы поборолась за улучшение условий проживания иногородних студентов, но понимаю, что ничего просто так не делается. На все нужны деньги, а значит, либо в общаге цены сделают, как в пятизвездочном отеле, либо повысят стоимость обучения, чего бы тоже не хотелось. Вот и получается замкнутый круг.

Виктор, студент Севастопольского филиала Московской академии труда и социальных отношений:

— Моя семья платит за мое обучение весьма солидные суммы, и поэтому хотелось бы, чтобы преподавание велось на адекватном уровне. А сейчас в нашем городе складывается такая ситуация, что почти весь преподавательский состав работает сразу в нескольких вузах. Это очень снижает качество преподавания. Устраиваясь на работу сразу в нескольких филиалах, преподаватель должен осознавать, что написанные контрольные могут быть не проверены долгое время, и т.д. Я бы боролся за добросовестную работу профессуры, особенно той ее части, которая обучает студентов коммерческих вузов.

Другие статьи этого номера