Надежда — хороший завтрак, но плохой ужин

Пять раз на обсуждение сессии горсовета выносился вопрос о повышении тарифов на жилищно-коммунальные услуги, и ни разу не набиралось необходимого числа голосов для принятия жизненно важного для города решения. И хотя с каждым заседанием сессии число голосующих за повышение тарифов становилось больше, ситуация приобрела тупиковый характер.Во многом это было вызвано чрезмерной политизацией депутатами тарифной проблемы, выхолащиванием из нее экономической сути и даже стремлением к популистскому очарованию избирателей. Разуверившись в возможности выработать в сессионных дискуссиях оптимальное решение и, можно предположить, не имея своей твердой позиции в тарифной политике, председатель горсовета Валентин Борисов посчитал целесообразным провести рабочее совещание с участием заместителей председателя госадминистрации, директоров коммунальных предприятий и депутатов.

В своем довольно пространном и несколько противоречивом вступительном слове Валентин Борисов сказал, что надеется услышать на совещании предложения, как без повышения тарифов повысить качество обслуживания рэпами жилищного фонда и улучшить финансово-экономическое состояние коммунальных предприятий, балансирующих на грани банкротства. В сущности, это было несбыточной надеждой. Даже те, кто настойчиво противится повышению тарифов, не предложили сколько-нибудь обоснованной альтернативы столь непопулярной мере.

К сожалению, почти никто из выступивших на совещании не исходил из логики закона о госпрограмме реформирования и развития в ближайшие пять лет жилищно-коммунальной сферы, а ограничивались лишь отдельными вопросами, препятствующими этому реформированию. В частности, депутат Аркадий Саркисов, напомнивший, что является доктором экономических наук, обратил внимание на такой примечательный факт. На сессии горсовета за повышение тарифов голосовали те, кто занимается организацией производственной деятельности. Они на своем опыте убедились, насколько она усложнилась с ростом стоимости энергоносителей, который поставил предпринимателей перед выбором: либо свернуть свою деятельность, либо поднять цены на свои товары и услуги. В аналогичной ситуации оказались и коммунальные предприятия. Их долгое время спасали от банкротства финансовые вливания из местного бюджета, но сейчас средств на дотации нет, и единственной возможностью поддержания хозяйственной деятельности коммунальных предприятий осталось повышение стоимости оплаты услуг населению.

Депутат Павел Вирко, напомнивший о своем членстве уже в Социалистической партии Украины, вполне резонно поставил вопрос о сокращении штатной численности рэпов. При сведении к минимуму объема работ по содержанию и обслуживанию жилищного фонда она продолжает составлять в среднем около 150 человек. Годовая оплата их труда обходится городской казне в 1,5 миллиона гривен.

Из депутатов категорически против повышения тарифов высказалась лишь Лидия Столярова. Отстаивая свою позицию, она не смогла привести сколько-нибудь убедительных аргументов в свою пользу и, вероятно, не совсем ясно понимала, что чем дольше не будут поэтапно вводиться новые тарифы, тем на больший процент их придется одноразово повысить. Вот тогда действительно малоимущие сполна испытают на себе все прелести шоковой терапии.

Наиболее прагматичными и приближенными к реалиям рыночной экономики были выступления директоров рэпов, заместителей председателя городской госадминистрации Григория Луцая и Вячеслава Дзюбы, начальника главного управления жилищно-коммунального хозяйства Владимира Хибученко. В обобщенном виде сказанное ими сводится к следующему. В связи с ростом цен на энергоносители и отсутствием в местном бюджете средств на дотации повышение тарифов на поставку населению воды и тепла является неизбежным. Этот процесс должен быть не только поэтапным, но и сопровождаться реформированием всей жилищно-коммунальной сферы.

Надо пересмотреть штатную структуру рэпов, провести их техническое оснащение, а вместо усредненной квартплаты рассчитать тарифы в зависимости от типа дома и комфортности проживания в нем. Это рутинная, несвойственная нашим рэпам работа, но ее надо провести безотлагательно, как это уже сделали в ряде регионов Украины, а у нас — пока лишь в частном ремонтно-эксплуатационном предприятии и двух рэпах. По этим расчетам квартплата в зависимости от типа дома должна составить от 1,24 до 3,60 гривны за квадратный метр. Тариф в 1,5 гривны за квадратный метр даст возможность рэпам своевременно выдавать зарплату и не иметь долгов по налогам.

На совещании предлагалось ответственность за выполнение перерасчетов по квартплате возложить на рэпы. Вместе с тем очевидно, что главное управление жилищно-коммунального хозяйства должно оказать им в выполнении этой работы методическую помощь и проверить экономическую обоснованность новых тарифов на квартплату, дабы исключить соблазн завысить себестоимость услуг населению.

К сожалению, совещание носило несколько спонтанный характер. Тем не менее оно способствовало сближению двух полярных мнений по тарифной политике и пониманию того, что реформирование ЖКХ является неизбежным, хотя и очень болезненным процессом. И чем дольше будет затягиваться его начало, тем большие социальные и экономические потери понесет город. Пора наконец понять, что безрассудная надежда некоторых прекраснодушных депутатов на возможность сохранить коммунальную сферу без повышения тарифов неизбежно приведет к отсроченному разочарованию в них избирателей.

Другие статьи этого номера