Забрать у каждого или не забирать у всех?

Повышать или не повышать тарифы на жилищно-коммунальные услуги стало самой злободневной в Севастополе темой дня. Изложу свою точку зрения как работник госадминистрации и как житель города.
To, что тариф в 23 коп. с квадратного метра жилья давно устарел и требует повышения, понимают те, от кого зависит такое решение, и наверняка, в глубине души, и все севастопольцы. Это объективная вещь, не зависящая от пристрастий и политики. Известно, как в последнее время выросли и минимальная зарплата, и стоимость энергоносителей и топлива, и т.д. Но, конечно, не хочется платить больше, и естественно, что те, кто желает проявить себя в качестве защитника народа, могут говорить и говорят о том, что не допустят безнравственного перекладывания проблем на головы горожан. На первый взгляд, это справедливо. Но только на первый.

Если взять на себя труд заглянуть чуть вперед, то получается иное. Согласно пунктам 3-6 статьи 31 закона Украины "О жилищно-коммунальных услугах", в случае установления тарифа ниже, чем это следует по экономическим соображениям, из городского бюджета должна быть выделена дотация на возмещение потерь соответствующим предприятиям. По расчетам городского управления жилищного хозяйства тариф сейчас необходимо поднять до 48 коп. с квадратного метра жилья (в домах без лифтов), который, кстати, не покрывает затрат по всему перечню услуг. Но даже если принять в расчет 48 коп., при существующем тарифе 23 коп. получается, что на каждый метр жилья необходимо будет производить дотацию 25 коп. в месяц. Умножив их на 5,8 млн кв. метров коммунального жилья в городе и на 12 месяцев, получим 17,4 млн грн в год.

То есть, если не нарушать закон, городской совет в бюджете на 2006 год должен предусмотреть дотацию в указанном объеме. Хочу спросить у городского совета: может ли он изыскать более чем 17 млн гривен на эти цели? Даже если да, неужели нельзя найти этим средствам лучшее применение? Их можно направить на нужды образования, медицины, культуры. Или горсовет поступит так, как в 2005 году, выделив дотацию рэпам только на полгода, при этом всячески упрекая руководителей рэпов за плохую работу?

В "Севастопольских известиях" приведены цифры о стоимости полного перечня услуг, которые рэпы должны выполнять по нормам: от 1 грн 24 коп. до 3 грн 60 коп. Если мы хотим, чтобы рэпы выполняли все, что им положено, то при теперешнем тарифе потребуется дотация от 53-х до 217 млн грн. Добрая половина бюджета города уйдет на дотацию только жилищного хозяйства!

Одним из доводов противников повышения тарифов служит невозможность оплаты услуг малоимущими. Даже если не говорить о механизмах защиты таких слоев населения — жилищных субсидиях, льготах (там в самом деле есть проблемы по механизму их назначения) — малоимущих у нас по статистике 12%. А как же остальные 88%? Вряд ли разумно из дефицитного бюджета дотировать плату за жилье всем, включая другую часть населения, у которых в квартире "евроремонт" и которые домой приезжают на джипах и "мерседесах".

Я привел пример по жилищным услугам, а если говорить о всем комплексе, включая вывоз мусора, водообеспечение, теплоснабжение, то суммы дотаций получаются астрономическими.

На мой взгляд, городской совет, отказывая по формальным признакам (нет подомового тарифа, нет механизма учета реально оказанных услуг и т.д.), по сути дела обрекает на умирание свои коммунальные предприятия, которые сам же и учредил: рэпы, КП "Севтеплоэнерго" СГС, КП "Севгорводоканал". В результате невыясненных до конца отношений между городской госадминистрацией и городским советом крайними остаются рэпы, а в конечном итоге — жители. И если имеются замечания по тарифу за жилье, почему заодно, в пакете, необходимо отказывать в приведении в порядок тарифов за тепло, воду и мусор?

Таким образом, те, кто вроде бы стоит на страже интересов жителей города, на самом деле вредят им, отнимая средства у отраслей, которые касаются всех. Да, нужно думать о кармане каждого жителя, но нужно заботиться и о бюджете. Карман каждого — это личный карман, а бюджет — достояние всех.

Хочу предложить выход из ситуации: принять тариф сейчас, но с датой введения в действие 1 января 2006 года. При этом поручить горгосадминистрации в оставшееся до назначенной даты время устранить имеющиеся недочеты по механизму введения. Это решит накопившиеся проблемы и позволит разрабатывать бюджет-2006 в приемлемых условиях.

Другие статьи этого номера