Для исполнения закона О свободе совести» нам не хватает совестливых депутатов»

Инициировав интерактивный опрос на тему «Чего не хватает в городе для исполнения закона «О свободе совести»?», мы не могли представить, что он вызовет такой интерес севастопольцев. Телефон не смолкал ни на минуту. Недозвонившиеся приходили в редакцию, где в письменном виде излагали свою точку зрения. В общей сложности в опросе приняли участие 59 человек.

«Моисей 40 лет водил свой народ по пустыне, и мы согласны терпеть»

За время опроса было принято 16 обращений от представителей римско-католической общины Севастополя. Звонившие надеялись, что депутаты городского совета хотя бы со страниц газеты услышат их. Все звонки были посвящены проблеме непонимания народными избранниками необходимости передачи костела. Первой позвонила Анна Станиславовна Раханская, жительница ул.Корчагина, 18:

"Наша община в течение десяти лет просит возвратить храм, в котором находится в данный момент к/т "Дружба". Мы не иваны, не помнящие родства. Мы люди, исповедующие веру своих предков. Мои родители, католики латинского обряда, были высланы из Белоруссии в 30-х годах. Я родилась в местах ссылки. Моя мама пронесла через всю жизнь, через годы репрессий и беззакония святую католическую веру. И теперь нам горько слышать, как с высокой трибуны говорят, что католичество — чуждая нам вера. У нас одни молитвы с православными: "Отче Наш", "Верую". Мы христиане, и, наконец, у нас один Бог. Четыре года назад ушла из жизни моя мама, так и не услышав в костеле торжествующее "Аллилуйя!". Мы отпевали ее на кладбище. Больше негде. Где же "свобода совести"? Где же законы, призванные исправить ошибки прошлого? Где та терпимость? Святой Августин оставил нам заповедь: "В спорном — терпение. В главном — согласие. И во всем — любовь".

Анна Адамовна Прокопова, проживающая по адресу: проспект Октябрьской Революции, 43: "Я католичка с детства, это у меня в крови. Я приехала в Севастополь в 1956 году. Мне было 16 лет. Через полгода я уже состояла в стройбригаде, которой была поручена перестройка под кинотеатр костела. Я очень хорошо помню это здание: высокие красивые стены, правда, с пробоинами.

Однако это была слишком тяжелая работа для девушек, составляющих нашу бригаду, и ее перепоручили военным строителям. На моих глазах они разбивали стены костела. Хотели даже взорвать, но храм от гибели спасли дома в непосредственной близости с ним, которые могли бы пострадать от взрыва. Издевкой на суде по поводу возвращения нашей общине костела звучали слова свидетеля со стороны горсовета Василия Пархоменко, который под присягой говорил о том, что здание было полностью разрушено, и сам Василий Михайлович, будучи мальчиком, скакал по развалинам. Но это же неправда!

Не передать все наши мытарства. Нашу общину долго не хотели регистрировать. Затем нас не допускали в архив, не давали нам документов, касающихся костела. Нам не дали высказать свою точку зрения на вышеупомянутом суде.

В течение года мы пикетировали "Дружбу". Но действовали в рамках закона. Мы не брали штурмом кинотеатр, не объявляли голодовку. Мы только молились, чтобы Бог открыл сердца людей, от которых зависит возвращение нашего храма. И сейчас мы молимся и за тех же депутатов, и за людей, которые нам помогают. Мы будем терпеть".

Каждый прихожанин общины св. Климента приводил свои доводы, говоря об их общей боли. Сетовали, что приходится ездить в другие города, чтобы венчаться, что чувствуют себя изгоями, когда в плохую погоду служба проводится не в принадлежащем им по праву храме, а на улице.

Говорили и о том, что 23 ноября у прихода престольный праздник — День святого Климента — опять встретят его католики на улице перед "детским" кинотеатром "Дружба". Многие приносили свои извинения за причиняемые неудобства соседям отца Леонида, в квартире которого приходится проводить службу.

Одна из позвонивших прихожанок римско-католической общины сказала: "Моисей 40 лет водил свой народ по пустыне, видимо, и нас ждет та же участь. Но мы готовы терпеть". Видимо, депутатский корпус стал для общины св. Климента испытанием их поистине христианского терпения. И католики с честью выдерживают его.

Удивила нас солидарность членов римско-католической общины и православных верующих. Мало того, что вопреки нашим ожиданиям православные встали на защиту общины св. Климента, но и католики ратовали за возвращение собора св. Михаила на ул. Ленина православным.

«Негоже в святом месте нужду справлять»

Одиннадцать православных верующих высказались за возвращение костела католикам.

Лариса Вадимовна БОНДАРЕНКО: "Я православная. Но если по совести — необходимо вернуть католикам их храм. Негоже в святом месте нужду справлять".

Николай Андреевич ЧЕРНЫШОВ: "Я исповедую православие, но моя жена — католичка. Меня возмущает то, что она не может ходить в свой храм, как это делаю я. Почему у нас есть и православные церкви, и синагога, и мечеть, а костела нет?! Это нарушение закона "О свободе совести".

Ирина Петровна ФИАЛКА: "Недавно "народный канал" проводил опрос: "Нужен ли в Севастополе костел?" С небольшой разницей получилось, что не нужен. Но почему? Мечеть возвращена мусульманам. Возрождаются православные храмы. Так почему бы не вернуть костел? Католики уже так долго добиваются этого. Это было бы справедливо".

Светлана КОРНЕЕНКО: "Как можно отказывать в возвращении католикам их храма?! Это решение не делает чести городу. Ко мне в гости приезжали знакомые из Прибалтики, католики. Хотели посетить костел, помолиться. Каково же было их удивление, когда они узнали, что его у нас в городе нет".

Нинель ИЗОТОВА, 79 лет: "Наш город всегда был многонациональным, а значит, и многоконфессиональным. Когда я была школьницей, мы дружили с ребятами всех вероисповеданий. Ходили в школу к татарам, слушали муэдзина с минарета мечети. Любили изучать свой город. Собирались компанией и ходили рассматривать церкви, синагоги. Я помню музыку, доносившуюся из костела. Все это — неотъемлемая составляющая общей картины Севастополя.

Но меня переполняет возмущение каждый раз, когда я слушаю сессии горсовета, в особенности высказывания Пархоменко. Костел необходимо отдать католикам и убрать, наконец, пристройку, а также выделить землю, чтобы построить действительно детский кинотеатр. И показывали бы там наши хорошие добрые фильмы. То, что сейчас предлагают детям, воспитывает их, как иванов, родства не помнящих".

«Вопросы религии общественно опасны» и «Вернуть «Спартак» караимам»

Так же в рамках опроса к нам дозвонились 12 севастопольцев, не принадлежащих ни к одной из конфессий. Мнения атеистов разделились. Некоторые посчитали, что "религия — опиум для народа", другие — ратовали за возвращение верующим их святынь.

Екатерина Ильинична ВАСИЛЬЕВА: "Религия — один из главных факторов, ведущих к возникновению конфликтов в государстве. У нас светская страна, а на первых полосах газет и по телевидению повсеместно обсуждаются религиозные новости. Ведется борьба, в которой каждый пытается доказать правильность именно его веры. Этот вопрос стал общественно опасным.

Понастроили церквей, мечетей. То трезвонят на весь город колокола, то с минарета завывания разносятся. Это неуважение к людям, живущим вблизи этих культовых сооружений. Дайте слово атеистам. Надо разъяснять людям, что каждый ответствен за свою судьбу и нечего на какого-то бога надеяться. А вопрос возвращения кинотеатра "Дружба" католикам надо вынести на референдум. Как большинство решит — так и будет правильно".

Ирина Николаевна: "Я атеист, но считаю, что каждый верующий имеет право молиться в своем храме. И костел на пл. Ушакова надо отдать католикам. Более того, голосование на сессии горсовета сделать открытым".

Виталий Николаевич КУШНАРЕНКО: "Не хватает в городе для исполнения закона "О свободе совести" совестливых депутатов".

Также от этой категории позвонивших поступили предложения вернуть караимам здание кенасы, в котором сейчас расположен спортивный зал "Спартак", если не в качестве культового сооружения, то хотя бы как музей истории севастопольских караимов. Упоминали и проблему храма Петра и Павла, в котором утром проходят службы, а вечером — дискотеки. Как пример принятия правильных решений вспоминали, что военные все же отдали мечеть мусульманам.

«Приравняли мусульманскую общину к ресторану или заводу»

Однако не все так радужно и у мусульманской общины. Узнав о проводимом "Славой Севастополя+" опросе, прихожане городской соборной мечети принесли к нам в редакцию письмо: "Мы, члены религиозной организации независимой религиозной общины "Мюнневвер" и прихожане городской соборной мечети Севастополя, в рамках опроса "Чего не хватает в нашем городе для исполнения закона "О свободе совести"?" просим осветить на страницах вашей газеты наши проблемы, донести их до депутатов городского совета и горгосадминистрации. Р.О.Н. — мусульманская община, в ведении которой находится единственная в городе соборная мечеть, памятник архитектуры, восстанавливающийся на средства верующих. Община является неприбыльной организацией и существует исключительно на пожертвования. Однако по неизвестной нам причине ее причислили к прибыльным организациям, как ресторан, фабрику или магазин. Плату за коммунальные услуги по воде и теплоснабжению с нас взимают по тарифам для прибыльных организаций.

Мы обращаемся к Севастопольской городской государственной администрации и депутатам городского совета с просьбой пересмотреть вопрос платы за коммунальные услуги. Просим религиозную мусульманскую общину признать неприбыльной и взимать плату за коммунальные услуги по тарифам для населения.

Председатель общины Э.И. Ресульев, С.Р. Фахриев, Н.З. Вейсов". (Всего 20 подписей).

Вручая письмо, председатель общины добавил, что за неуплату в мечети отключают отопление. Это, конечно, может показаться несущественным, но ее прихожане разуваются во время обрядов, босыми сидят на полу. Попробуй проделать это в холодном помещении с бетонным полом.

Все желающие смогли высказать свои суждения по этой проблеме. Комментарии излишни. Каждый сделает свои выводы.

Другие статьи этого номера