Все жанры, кроме скучных

Вышел очередной номер литературно-исторического альманаха «Севастополь». 25-й по счету. У нас есть право сказать: юбилейный номер. Примеру нашего города пытались следовать Николаев, Херсон, другие областные центры. Где-то удалось выпустить два номера и на этом остановиться, а где и один номер с тем же финалом. Причины отказа от хорошего замысла разные. И только «Севастополь» с 1996 года исправно выходит, как и задумано, по 2-3 номера в год. Один лучше другого по содержанию. Это свидетельствует о высоком интеллектуальном уровне нашего города, о внимании местных руководителей к творческим людям. Итак, 25-й номер альманаха. Юбилейный.
Нынешний год отмечен славной датой — 60-летием Победы в Великой Отечественной войне. Свежий номер "Севастополя" открывается пьесой известной у нас писательницы Валентины Фроловой — лауреата премии Автономной Республики Крым, лауреата Всеукраинской литературной премии имени В.Г.Короленко. Свое новое произведение Валентина Сергеевна назвала так: "Битва умов". Его главные персонажи, на первый взгляд, неожиданны — это командующий Черноморским флотом адмирал Ф.С.Октябрьский и рейхс-маршал, командующий ВВС фашистской Германии Г.Геринг.

Ф.С.Октябрьского наградили Золотой Звездой Героя Советского Союза много лет спустя после окончания Великой Отечественной. Так были отмечены его заслуги в обороне города за то, что Севастополь 249 дней противостоял превосходящим силам гитлеровцев.

В те дни при участии кораблей Черноморского флота наши захватывают плацдарм на Керченском полуострове. Туда перебрасывают мощные воинские соединения, авиацию, танки. Создается группировка покрепче сил, обороняющих Севастополь. Филипп Сергеевич специально летит в Краснодар, где располагался штаб наших войск, чтобы убедить командование немедленно укреплять плацдарм линиями обороны. Но в районе Керчи наши настроены были наступать и только наступать. О какой обороне говорит адмирал?

Перед адмиралом — командующий Северо-Кавказским фронтом С.М.Буденный (шесть орденов Ленина на груди). А подчинен он всесильному Льву Мехлису — доверенному лицу И.В.Сталина. Командующий Керченской военной группировкой генерал Козлов — интеллигентнейший человек, с отличием окончивший академию, но мягкотелый чрезвычайно. Невзирая на ранги, Ф.С.Октябрьский смел в суждениях:

— Вы готовитесь к наступательной операции в Керчи, вам нужно готовить оборону. Один рубеж, второй, третий…

— Манштейн — не мальчик для битья, — стоит на своем командующий Черноморским флотом.

Очень жаль, что спор адмирала и командиров высокого ранга разрешила суровая фронтовая действительность. Манштейн, как и предполагал Ф.С.Октябрьский, собрав силы, двинул их в район Керчи. Керчь с воинским потенциалом выше севастопольского пала. На 12-13-й день обороны. У Манштейна в Крыму остался один очаг сопротивления — Севастополь. Можно ли Филиппу Сергеевичу отказать в таланте управления военными силами? Нет и нет, если быть объективными.

Герман Геринг — создатель люфтваффе, летчик-ас, всеобщий любимец в Германии. Манштейн уже дважды в кровь разбил лоб об оборонительные рубежи Севастополя. "Севастополь возьмет не Манштейн, — говорит Г.Геринг, — а мои летчики". В небе черноморской твердыни темно от гитлеровских самолетов. Часть их переброшена со средиземноморских островов. Нет, Германа Геринга простачком не назовешь. Фашистские асы не то что за кораблем в море — за машиной на земле, за каждым человеком охотились. На Севастополь было сброшено больше бомб, чем на всю территорию Франции. Вот так свела судьба вместе советского адмирала и командующего немецкими воздушными силами. Об этом пьеса Валентины Фроловой.

Война есть война. Глядя на нее, не напишешь красивую картиночку. Трагедия была — это сдача Севастополя. Рана кровоточит до сих пор.

Название пьесы оправданно. Битва умов есть, это жесткое противостояние ощущается. С одной стороны, Филипп Октябрьский, с другой — Герман Геринг. Но олицетворяющий противника любимец Германии, выиграв битву, проиграл войну. В Нюрнберге Герман Геринг хорохорился: дескать, придет время, и вы наши кости будете хоронить в мраморных гробах. И здесь все было не так. Труп сожгли, а пепел бросили в речку. Победил Ф.С.Октябрьский. Впоследствии, как уже сказано, ему присвоили высокое звание Героя Советского Союза как признание былых высоких заслуг.

Как родилась пьеса? В январе нынешнего года массовая аудитория севастопольских радиослушателей с большим интересом познакомилась с пьесой Валентины Сергеевны "Твой Антуан… или Последняя любовь Чехова". Ее постановку в эфире блестяще осуществили титулованные актеры драмтеатра имени А.В.Луначарского Евгений Журавкин, Юлия Нестранская и Нина Белослудцева. Уже этой совместной работой Севастопольская государственная телерадиокомпания (СГТРК) заявила о себе как о лаборатории современной драматургии, современном радиотеатре. Естественным был следующий шаг находящихся в поиске творческих людей. СГТРК предложила Валентине Фроловой написать для постановки новую пьесу. Так появилась на свет "Битва умов", посвященная 60-летию Великой Отечественной войны. Новые герои, новые исполнители. Постановку в радиотеатре с большим вдохновением и мастерством осуществили актеры театра имени Б.Лавренева Юрий Пимкин (адмирал Ф.С.Октябрьский), Игорь Салимонов (Г.Геринг) и актер театра имени А.В. Луначарского Игорь Зинченко (офицер разведотдела флота Малашенко). В создании спектакля также приняли участие радиожурналисты Светлана Малахатка и Виктория Генова. Музыкальное оформление взяла на себя внучка защитника Севастополя, разделившего горькую судьбу тех, кто остался на мысе Херсонес в трагические дни июля 1942 года, Юлия Михалькова. И эта работа на радио писательницы, актеров, журналистов имела большой успех у слушателей, особенно у ветеранов Великой Отечественной.

Нынче пьеса В.С.Фроловой открыла 25-й номер литературно-исторического альманаха "Севастополь".

Есть еще основания считать успешным результат коллективного труда на радио. У Валентины Сергеевны и ее коллег-единомышленников появились хорошие последователи. Это создатель замечательной радиокомпозиции по "Тристану и Изольде" лауреат премии Автономной Республики Крым Анатолий Костенников. На сей раз он вместе с учащимися гимназии N 2 (директор Г.П.Семенова) подготовил замечательный спектакль по мотивам произведения Геннадия Черкашина.

Дебют Александра Волкова в "Севастополе" оказался удачным. Первой он опубликовал в литературно-историческом альманахе повесть "Комната одиночества". Она была отмечена городской литературной премией имени Л.Н.Толстого. Затем был рассказ "Красотка по-русски". И вот на страницах 25-го номера "Севастополя" увидела свет новая работа Александра Волкова "Седьмой враг".

По профессии автор — военный врач, моряк. Имеет ряд научных публикаций. По-настоящему талантливый человек талантлив и в иных областях деятельности. Счастливое сочетание высокого профессионала в том или ином деле и дара художника. Это сочетание мы видим, ощущаем у Александра Волкова. Он врач, тренер по боксу. И новая его повесть — о боксерах. Это мир автора. Читатель может не принимать этот мир, но каждый не откажет автору в том, что отразил он его в своей повести талантливо.

Новаторскими, в чем-то экспериментальными могут показаться помещенные в 25-м номере "Севастополя" рассказ Марины Матвеевой "Графомания" и роман-палиндром лауреата Международной премии имени М.Волошина Станислава Бондаренко "Ниша Волошина".

Книжкой в книжке оформлено в альманахе эссе Геннадия Черкашина "Встреча с листригоном".

Отдел поэзии нового выпуска альманаха — это произведения 15 авторов. Свои произведения известный севастопольский поэт Виктор Ингеров скромно назвал "Попыткой венка сонетов". Его "Глубина резкости" по-философски глубока, а еще поэтична.

"Севастополь" — альманах литературно-исторический.

25-му номеру повезло еще с исторической темой. Может, этому способствовал юбилей — 150-летие Крымской войны. Научные сотрудники Музея героической обороны и освобождения Севастополя Людмила Голикова и Павел Ляшук предложили очерк о Даше Севастопольской. В нем мы находим малоизвестные или новые для нас факты биографии народной героини. На одном дыхании читается и очерк Натальи Ищенко о неистовом британском фоторепортере времен Крымской войны Роджере Фентоне.

25 книжек "Севастополя" — целая полка за десяток лет. И никакого признака усталости, признака того, что разрабатываемые в альманахе темы исчерпаны. Нет. Напротив, в содержании последнего номера ощущаются усиление биения творческой мысли, творческий азарт.

Это можно сказать не только о литературно-историческом альманахе "Севастополь", но о высоком потенциале творческой интеллигенции города. Так, вышел сборник художественных произведений "Море" — антология творчества севастопольских литераторов за 2002-2004 годы (составитель — член Национального союза писателей Украины Татьяна Воронина). В нем разделы: проза, поэзия и "Детский мир". 30 (!) авторов. Все они члены "СТОЛа" — Севастопольского творческого объединения литераторов.

Другие статьи этого номера