Накануне зимы проблемы жилищно-коммунального комплекса выходят на первый план. Но вот худо-бедно задымились котельные, затеплились батареи — и вопросы тепло-, газо- и водоснабжения постепенно теряют свою остроту и решаются в рабочем порядке. Конечно, не обходится без того, чтобы не затягивалось на неопределенный срок отопление отдельных квартир, подъездов, домов и даже кварталов, но по статотчетам средняя коммунальная обеспеченность города признается сегодня удовлетворительной.
Думалось, что и в этом году через месяц после начала отопительного сезона, как и прежде, тема городского хозяйства отойдет на второй план. Однако она и сейчас остается злободневной и не проходит ни одного аппаратного совещания, чтобы на нем не шла речь о теплоснабжении. Сначала этому способствовало упорное нежелание горсовета одобрить предложение горгосадминистрации повысить тарифы на коммунальные услуги. Затем противостояние ветвей власти в вопросах тарифной политики усугубилось намерением депутатов, не имеющих своих организационных структур, взять на себя полномочия по управлению жилищно-коммунальным хозяйством. Не предвидя всей пагубности возможных последствий такого шага, горсовет продолжал настаивать на своем, пока не была создана согласительная комиссия.
В этой ситуации состоялось очередное аппаратное совещание горгосадминистрации. Выступая на нем, первый заместитель председателя городской госадминистрации Игорь Локтионов выразил обеспокоенность отсутствием в местном бюджете необходимых средств на дотации и для финансирования бюджетных организаций и предприятий, прежде всего здравоохранения, образования и рэпов, которые должны были сделать предоплату жилищно-коммунальных услуг. В связи с этим остается проблематичной поставка в город газа в декабре. Не лучше обстоит дело и с погашением пятимиллионного долга города за электроэнергию, создающего опасность ее периодического отключения.
Тему финансово-экономического состояния города Игорь Локтионов продолжил на брифинге, состоявшемся после аппаратного совещания. Он сказал, что в этом году доходная часть общего фонда местного бюджета снизилась на 12 миллионов гривен из-за введения правительством ставки подоходного налога физических лиц в 13 процентов вне зависимости от суммы их доходов. Ожидалось, что такая ставка повысит собираемость этого бюджетообразующего налога, как произошло в России. Однако у нас этого не случилось. Как и в Севастополе, во многих регионах Украины местные бюджеты понесли значительные убытки.
Снижение доходной части местного бюджета поставило город в ситуацию, близкую к критической, поскольку коммунальные предприятия, традиционно являясь убыточными, не могут функционировать без дотаций. Единственным источником пополнения бюджета было названо проведение аукциона по продаже земли и праву на ее долгосрочную аренду. Принятие решения по данному вопросу прошло долгий путь согласований между госадминистрацией и горсоветом. Они долгое время не могли прийти к согласию. И вот наконец свершилось. По предварительной оценке продажа и долгосрочная аренда земли давала 3,6 миллиона гривен. Затем стартовая стоимость земельных участков была повышена на один миллион. Реакция на сообщение, размещенное на сайте горгосадминистрации о проведении аукциона, свидетельствует о большом интересе потенциальных инвесторов к вложению капитала в наш город. При этом нельзя забывать о том, что каждый инвестиционный проект надо использовать с максимальной пользой для развития инфраструктуры города, а интервенцию капитала вводить в жесткие рамки ограничений.
Отвечая на вопросы журналистов, Игорь Локтионов в числе источников пополнения доходной части местного бюджета назвал вывод из тени финансово-экономической деятельности коммерческих структур, усиление работы контролирующих органов. Большую надежду возлагал город на привлечение России к участию в социально-экономическом развитии Севастополя и получение от нее субвенций в размере 27,5 миллиона гривен. Госадминистрация долгое время пыталась решить этот вопрос в ходе работы межправительственных комиссий. В итоге недавно Россия перечислила эти средства в Министерство финансов Украины. Ожидается, что в декабре они поступят в город, и тогда до конца года их надо будет освоить. Сохраняется некоторая надежда и на то, что около 27 миллионов гривен для перечисления в Севастополь будет включено в государственный бюджет. Принимая меры по привлечению в местный бюджет внешних поступлений, нельзя забывать и о том, что у города есть немало неиспользованных возможностей пополнения налоговых поступлений от предприятий различных форм собственности. На предвыборной волне мы как-то все реже говорим о производственной деятельности и экономических проблемах.
Таким образом, есть возможность в течение декабря пополнить доходную часть местного бюджета. Однако это не снимает с повестки дня тарифную проблему, в которой по-прежнему превалируют не столько экономические расчеты, сколько политические интересы, связанные с мартовскими выборами.