Балалайка — три струны

Елена Власенко — музыкальный педагог, заслуженная артистка Автономной Республики Крым. Вся ее преподавательская и исполнительская деятельность связана не с фортепиано, не со скрипкой, а с балалайкой — инструментом, который кому-то может показаться непрестижным.- Меня мама привела в детскую музыкальную школу N 1 имени Римского-Корсакова с планами определить cвою дочь, как и всех нормальных детей, учиться игре на фортепиано. Но после экзамена ко мне подошла красивейшая, обаятельнейшая педагог Альдона Андреевна Коноплич с вопросом: "Хочешь научиться играть на балалайке?" Я и не подозревала о существовании такого инструмента, не знала, как он выглядит. Но Альдона Андреевна так пленила меня, что я ответила: "Конечно, хочу". Словно всю жизнь мечтала о балалайке. Не изменила ей в течение всего времени обучения в музыкальной школе, а затем — в Ленинградском музыкальном училище имени Мусоргского. Везде со мной занимались замечательные педагоги. Но базу дала все-таки моя первая учительница Альдона Андреевна Коноплич. Она добивалась, чтобы мы постоянно наращивали исполнительское мастерство и регулярно участвовали в концертах, различных конкурсах.

— Балалайка — предмет народного фольклора, лубок, примитивный, на первый взгляд, инструмент. Казалось бы, всего-то три струны.

— А ведь было на балалайке и две струны…

— Вот именно. Но послушав вас со сцены не раз, а затем и доставшиеся мне записи на диске, я изменил свое отношение к балалайке. Каков ее потенциал?

— Выдающийся русский композитор П.И.Чайковский как-то воскликнул: "Что за прелесть эта балалайка!". Творцом новой русской балалайки вошел в историю музыкальной культуры Василий Андреев. С созданным им оркестром, где видное место занимали балалаечники-виртуозы, он в ходе длительной гастрольной поездки буквально покорил мир. На балалайке мы исполняем не только лучшие образцы народной музыки, но и сложнейшие произведения Моцарта, Баха. Возможности балалайки неограниченны. Мне кажется, что ее время еще впереди. Не случайно, прочно освоив народное музыкальное творчество, классику, балалайка органично вписалась в эстраду.

— Ваша балалайка откуда родом? Может, от великого мастера Страдивари?

— Столетие назад на Руси своими голосистыми изделиями стяжал славу балалаечных дел мастер Налимов. Сейчас изготовленные им инструменты идут на вес золота. Позже работали во славу искусства Сержантов, Полосавкин и другие мастера. Мы нынче пользуемся балалайками, сработанными в 60-70-е годы. Я не могу определить имя мастера моей балалайки, однако знаю, что ее сделали в 1968 году в Магадане. Каково? И скрипки, и гитары, и балалайки, и другие струнные инструменты изготавливают из лучших пород дерева — одних и тех же. Главная часть балалайки — верхняя дека. Она дает инструменту голос. Верхняя дека хороша из ели, лучше, если из итальянской ели. На корпус идет волнистый клен, на гриф — красное и черное дерево. Каждая отдельная балалайка имеет свой голос. Они, как живые существа, наделены только им присущими качествами. Ваша шутка насчет Страдивари во многом оправданна.

— Расскажите, пожалуйста, о неординарном в чем-то восприятии слушателями игры на балалайке.

— Вам известно, что длительное время я выступала в составе замечательного коллектива Театра песни "Подворье" Черноморского флота Российской Федерации. Этот коллектив дал мне очень много в становлении как артистки, за что я ему бесконечно благодарна. Так вот, отец одной из наших исполнительниц был страстным поклонником "Подворья". Он не пропускал ни одного нашего концерта. Как только я выходила на сцену со своей сольной "Цыганочкой", наш поклонник подхватывался с места и пускался в проходе в пляс, вовлекая в круг остальных зрителей. Кто-то, может, воспринимал это как нашу домашнюю заготовку. Но заготовки-то не было. Все происходило под воздействием проснувшихся генов. Еще нередко кто-то из зрителей норовил заснять на фотопленку, на камеру мои руки.

— А сколько надо заниматься, репетировать, чтобы всегда быть в форме?

— Балалайка — инструмент физически сложный. Детям иногда трудно к нему привыкать. Я изловчилась играть стоя, а вообще-то надо сидеть. Нередко от ударов по струнам, травмируется указательный палец. Сама это прошла, особенно в юности, готовясь усиленно к экзаменам. Случалось и кровь на струнах замечать. Но боли не чувствуешь, когда в ходе игры поймаешь кураж, тобой владеет вдохновение. Усталости не чувствуешь. Репетировать надо не менее двух часов в день, и то когда разучиваешь новый репертуар. На старом постоянно нельзя выезжать. А разученные произведения лучше не заигрывать. Подход к репетициям — индивидуальное дело.

— Приходилось ли переживать курьезные случаи на сцене?

— Однажды после исполнения "Чардаша" Монти зрители долго и восторженно аплодировали. Я не пожелала остаться в долгу. Но после совершенного от всей души поклона с моей головы свалилась главная деталь пышной прически, зал еще сильней зааплодировал, считая, что так задумано по сценарию. Я же, замешкавшись, подобрав свое добро, с гордо поднятой головой устремилась за кулисы. А навстречу мне идут мои товарищи со следующим номером концерта. Верите, они, видевшие все, не могли вначале петь, так их давил смех. И позже как вспомним, так и хохочем.

— Вы, Елена Александровна, не только талантливый исполнитель, но и педагог…

— Ни один музыкант не мыслит творчества без педагогической деятельности. В детской музыкальной школе N 8, где я работаю, сложился прекрасный педагогический коллектив. У нас создано два замечательных оркестра: камерный и народных инструментов. В последнем можно видеть моих учеников. Кстати, количество балалаечников растет. В нынешнем году мы имеем их рекордное количество. Я горжусь всеми своими учениками. Особенно порадовал 12-летний Аркадий Чернявый. Недавно в Симферополе на конкурсе "Виртуозы Крыма" он занял первое место. В наших планах — подготовить несколько номеров для совместного выступления на большой сцене.

— А бывают ли моменты, когда хочется отрешиться от музыки, от выступлений перед публикой?

— Представляете, редко, но случается. Накапливается не столько усталость, хотя и она тоже, а главным образом неудовлетворенность собой. Хочется перемен, хочется развиваться. А тут концерт за концертом, задуматься о происходящем некогда. В такие моменты и надо остановиться. Это не потеря для себя и окружающих, это приобретение. Год назад, как казалось, я была готова ограничить себя только педагогической деятельностью. Но очень скоро начала тяготиться пространством квартиры. И тут я поговорила с интересными людьми. Денис Бурганов организовал в Балаклаве театр песни "Свидание". Меня увлекла работа в этом коллективе. Его руководитель нашел новые подходы к составлению репертуара, сам пишет музыку. Звукорежиссер театра имени Луначарского Борис Люля сказал: "Попробуй сделать это в другом стиле". Я думала: не сыграть мне "Отель "Калифорния". А оказалось, что это произведение словно специально написано для балалайки.

— У вас две прекрасные дочери. Старшей, Татьяне, уже 17 лет, Веронике — 12.

— Я очень довольна ими. Хотя заставляла старшую дочь посещать музыкальную школу, ничего не вышло, а младшую еще заставляю. Зато девочкам нравится, что есть возможность подруг на концерт привести. И сказать там: "Это моя мама на сцене".

— Желаю вам успехов! Спасибо за беседу.

Другие статьи этого номера