Впрочем, украинцам все равно есть из чего выбирать. Но прислушается ли власть к результатам референдума? И состоится ли он?
Как мы вчера сообщали, Центральная избирательная комиссия дала «добро» на проведение Всеукраинского референдума по вопросам вступления страны в НАТО и Единое экономическое пространство, инициатором которого выступила оппозиционная власти Социал-демократическая партия Украины (объединенная).
К сожалению, многие украинские СМИ сделали акцент на том, что референдум будет касаться лишь вопроса вступления страны в Североатлантический блок. На самом деле это не так.
Украинцам предлагается ответить на такие вопросы:
"Согласны ли вы с тем, чтобы Украина стала членом Организации Североатлантического договора (НАТО)?" и "Поддерживаете ли вы участие Украины в Едином экономическом пространстве (ЕЭП) вместе с Российской Федерацией, Республикой Казахстан и Республикой Беларусь соответственно Соглашению о формировании Единого экономического пространства, подписанному 19 сентября 2003 года?"
В Горловке и Мариуполе Донецкой области, Мелитополе (Запорожская область) и Умани (Черкасская область) уже состоялись собрания граждан для создания инициативных групп Всеукраинского референдума по народной инициативе. Участниками собраний были созданы инициативные группы, которым поручен сбор подписей граждан в поддержку проведения Всеукраинского референдума, а также утверждены вопросы, которые предлагается вынести на обсуждение.
Более того, ЦИК уже дал согласие на регистрацию инициативных групп, выдачу активистам соответствующих удостоверений, а также установил — до 1 марта 2006 года для проведения референдума должны быть собраны подписи 3 млн граждан Украины из двух третей областей страны.
Понятно, что объединенные эсдеки внесли вопрос по НАТО как альтернативу вопросу о вступлении в ЕЭП. Поэтому не исключено, что инициатива по проведению референдума станет той козырной картой, которую будут разыгрывать объединенные социал-демократы в ходе предвыборной кампании. Точно так же, как "региональщики" будут разыгрывать вопрос о статусе русского языка в Украине.
Состоится ли референдум? Однозначно, поскольку граждан восточной Украины, не желающих видеть страну в Североатлантическом альянсе, вполне хватит для того, чтобы собрать необходимое число подписей. Именно они по большому счету и будут ставить галочки или плюсики в поддержку второго вопроса.
Будут ли учтены результаты референдума? Большой вопрос. Ведь статья 72 Конституции Украины гласит, что "Всеукраинский референдум назначается Верховной Радой Украины или Президентом Украины в соответствии с их полномочиями, установленными настоящей Конституцией". Другими словами, ЦИК, конечно, может давать "добро", но и после сбора подписей шансов, что референдум состоится, не так много. Глядишь, подписи окажутся неправильно собранными, а то и подделанными. А потом еще необходимо, чтобы парламентарии или Президент дали отмашку.
Впрочем, поскольку Ющенко неоднократно заявлял о своем желании привести Украину в НАТО, то он, может быть, и не будет против референдума.
Другая сторона вопроса. Россия уже успела намекнуть на то, что после вступления Украины в НАТО уровень российско-украинского военно-технического сотрудничества снизится, о чем заявил вице-премьер, министр обороны РФ Сергей Иванов. Однако и военно-техническое сотрудничество с НАТО будет ограничено. И это понятно: слишком уж различаются натовские стандарты и те, по которым долгие годы работал украинский военно-промышленный комплекс. Считать, что Запад протянет нам руку помощи и даст возможность лезть со своим уставом в его монастырь, по крайней мере, наивно. А это означает лишь одно — загнивание украинского ВПК.
Понятно, что последствия Всеукраинского референдума могут быть самыми неоднозначными. Предположим, что жители Западной Украины в большинстве своем выскажутся за вступление в НАТО, а Восточной — за участие в ЕЭП. Раскол после президентских выборов 2004 года покажется цветочками.
Дмитрий ЖЕЛНИН.
Куда нам «плыть»? — вопрос не праздный
Виктор Александрович, офицер запаса:
— Я за Единое экономическое пространство Украины с Россией, Белоруссией и Казахстаном. За долгие советские годы мы интегрированы в экономическое пространство этих государств. Причем настолько интегрированы, что это охватывает не только экономико-социальную сферу, но и строительство военно-промышленного комплекса. Чтобы полноценно войти в ЕС, понадобится долгий путь — не менее десяти лет. На первоначальном этапе для того, чтобы не снизился уровень жизни населения, единственный путь — это вхождение в ЕЭП России, Украины, Белоруссии и Казахстана. Другого пути не может быть. А вхождение в Европейский Союз на данном этапе может обернуться тем, что Украина станет сырьевым придатком европейских стран.
Алина, предприниматель:
— Часто в информационных программах делается упор на необходимости партнерских отношений нашего государства с Россией. То есть никакого содружества, а только равноправные партнеры. Но такие отношения основываются на взаимной выгоде. Как бы мы не оказались в роли известной унтер-офицерской вдовы, которая сама себя высекла. При Едином экономическом пространстве Россия шла бы на другие формы сотрудничества. А это касается прежде всего обеспечения энергоносителями на льготных условиях. Если мы будем продолжать заигрывать с ЕС, то России надоест ожидать перемен в политике. Она может принять адекватные меры, от чего пострадают наша экономика, благосостояние украинского общества.
Р. РАССКАЗЧИКОВ, экономист:
— Насчет вхождения Украины в НАТО я бы поостерегся. А вот что касается ЕЭС — тут много плюсов. Мы все-таки центральная держава Европы.
Александр, эколог:
— В Европейский Союз нас не пустят лет 15. Да, нас хвалят, гладят по головке. Но дальше слов дело не идет. Никто нас там не ждет. А если и нужны, то только для хранения радиоактивных отходов. Пусть эти отходы они складируют на своей территории.
Леонид Сергеевич, руководитель отдела:
— Если мы пойдем в НАТО, то Россия от нас отвернется. А этого допустить нельзя, слишком много у нас общего. Я бы с русскоязычными странами контактировал. Поскольку это исторически обусловлено и границы рядом.
Валерий, военнослужащий:
— Тут надо учитывать экономические интересы нашего государства. Исходя из необходимости маневрировать в сложных вопросах, чтобы сочетать интересы как нашей страны, так и наших соседей.