Проблему решили сообща

Принятые в этом году план действий Президента Украины Виктора Ющенко и программа Кабинета министров Украины «10 шагов навстречу людям» показали, что настало время для прогрессивных изменений в отношениях власти и бизнеса. Государство и предприниматели должны делать реальные шаги навстречу друг другу. Государственная налоговая администрация в г.Севастополе готова на принципах законности, прозрачности и взаимоуважения оказывать содействие представителям малого, среднего и крупного бизнеса в оптимизации их работы.
Немного предыстории.

В июле этого года, во время встречи с представителями малого и среднего бизнеса "Открытость, прозрачность, партнерские отношения — путь достижения успеха", к председателю ГНА в г. Севастополе А.С. Трахачеву обратилась уполномоченный Госпредпринимательства Украины по вопросам защиты прав предпринимателей в г. Севастополе В.П. Гильман по поручению группы предпринимателей — субарендаторов имущества Черноморского флота Российской Федерации.

Суть обращения была такова: в течение ряда лет многие севастопольские предприниматели имеют заключенные с ОМИС Черноморского флота Российской Федерации и другими структурными подразделениями ЧФ РФ договоры субаренды, исправно уплачивают арендную плату, соблюдают все существующие условия договоров. Однако в конце июня 2005 года в адрес арендаторов стали поступать письма ОМИС ЧФ РФ и других структурных подразделений ЧФ РФ о прекращении аренды, то есть о прекращении договоров в одностороннем порядке и об отключении сетей водоснабжения, канализации, прекращении подачи электроэнергии. Отключение отдельных объектов предпринимателей уже происходило.

Эта ситуация поставила под реальную угрозу бизнес более 250 предприятий и предпринимателей города, арендующих имущество Черноморского флота. По предварительным расчетам сотрудников ГНА в г. Севастополе, каждый субъект предпринимательской деятельности уплачивает в местный бюджет в среднем 10-15 тысяч гривен в год и обеспечивает рабочими местами примерно трех севастопольцев. За год общая сумма поступлений в местный бюджет от деятельности 250 предпринимателей составляет не менее трех млн гривен, а число рабочих мест — не менее 700.

Права предпринимателей-арендаторов нуждались в защите. Поэтому в своем обращении в государственную налоговую администрацию в г. Севастополе предприниматели попросили помочь предотвратить расторжение структурными подразделениями ЧФ РФ в одностороннем порядке договоров аренды.

При деятельном участии государственной налоговой администрации в г. Севастополе, уполномоченного Госпредпринимательства Украины по вопросам защиты прав предпринимателей в г. Севастополе В.Гильман, севастопольской городской государственной администрации, а также различных городских органов государственной власти проблемный вопрос с арендой урегулирован до окончания срока договоров, т.е. до конца 2005 г. О ходе и результатах его решения, а также о взаимодействии предпринимателей и налоговой службы, о планах этого делового сотрудничества и дальнейших планах работы с общественностью в своем интервью рассказала В.П. Гильман.

— Вера Павловна, так что же все-таки побудило предпринимателей обратиться в налоговую администрацию?

— В июле этого года всем предпринимателям, у которых были заключены договоры субаренды с подразделениями Черноморского флота, пришли одинаковые письма, в которых указывалось, что договоры субаренды будут прерваны. На самом деле флот имел право отдавать помещения в субаренду. На законодательном уровне все подробности изложены. Арендатор может сдавать в субаренду помещение, имущество, которое не используется. Ответных обращений предпринимателей было множество. Ситуация усугубилась тем, что некоторым предпринимателям была отключена электроэнергия. Более 15 человек подали в суд на незаконность расторжения аренды. Кто-то из предпринимателей вложил средства в ремонт помещения, кроме того, люди заплатили свои деньги за размещение объекта торговли. Предприниматели самые разные: у кого-то есть катера, они обслуживают туристов, кто-то ведет курсы английского языка. По-человечески их можно понять. Кто-то из них сказал: "Я пойду к штабу флота". Необходимо было срочно принять меры, чтобы ситуация не вышла из-под контроля.

Я сама предприниматель, и понимаю состояние коллег, когда под угрозой находится собственное дело. Многие из моих знакомых, кто знает об этой ситуации, говорили: "Ничего не получится, ничего не добьешься". Все же, как уполномоченный Госкомпредпринимательства, я обратилась с письмами к Президенту Украины Виктору Ющенко, в Госпредпринимательство Украины, к премьер-министру Юлии Тимошенко, на городском уровне — к председателю СГГА С.А. Иванову и председателю ГНА в Севастополе А.С. Трахачеву, в партию промышленников и предпринимателей и в другие партии.

В результате совместными усилиями конфликтная ситуация с арендой была разрешена. Договоры аренды действуют до конца года и не подлежат расторжению до 31 декабря. Как они будут урегулированы в дальнейшем — этот вопрос пока, что называется, висит в воздухе. Поэтому мы надеемся на помощь и поддержку, ведь когда на встрече с председателем ГНА в г. Севастополе мы обратились за помощью, нам она была оказана, и очень существенная.

— Как в целом складываются отношения вашей организации с налоговой администрацией?

— Уже через месяц после своего прихода на должность меня пригласил А.С. Трахачев для беседы и обсуждения вопроса об общественном совете ГНА в г. Севастополе. Были составлены план и программа работы общественного совета, куда вхожу и я. Есть конкретные, перспективные направления — развитие налоговой системы, условия кредитования малого и среднего бизнеса, проблемы рынков и другие вопросы.

— Как человек, владеющий ситуацией, скажите: изменилось ли отношение налоговой службы к налогоплательщикам?

— Да, стало проще сдавать отчетность. Раньше в налоговых инспекциях были очереди, теперь — нет. Очень хорошо налоговая служба отреагировала на требования времени. Особо хочу отметить работу ГНИ в Нахимовском районе. Эта инспекция — одна из самых прогрессивных.

— Что конкретно предпринимателям дает общественный совет, действующий при ГНА в Севастополе?

— Общественный совет, по моему мнению, — это инструмент взаимодействия и партнерства между общественностью и налоговой службой. Через него предприниматели получают информацию о нововведениях. Зачастую мы за текущей работой не успеваем следить за законами. А теперь можем не только получать информацию о готовящихся законах, но и, самое интересное, можем внести свои предложения по изменению налогового законодательства. Я отправляю в Киев предложения по решению проблем в предпринимательской деятельности.

— Расскажите о госкомитете, который вы представляете в Севастополе.

— Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства создан в 2000 году по указу Президента Украины. Он является центральным органом исполнительной власти со специальным статусом, который обеспечивает реализацию государственной политики в сфере предпринимательства. В каждом регионе Украины есть представительство Госпредпринимательства. В нашем городе его возглавляет А.П.Кравчук. Целями и задачами комитета и его территориальных представительств является участие в формировании и реализации единой государственной политики в сфере предпринимательства, в частности регуляторной политики, политики в сфере лицензирования хозяйственной деятельности и регистрации юридических и физических лиц — предпринимателей. Что касается моей основной задачи, то это работа с предпринимателями, я защищаю их права. Возникают вопросы по законодательной базе — консультируюсь, советуюсь с председателем представительства. Вопросов очень много. Например, в прошлом году было много проблем с судоремонтными предприятиями, с частными такси. Отдельной проблемой были выделены предложения по единому налогу. В мой адрес поступили письма по введению льготного налогообложения для предпринимателей-инвалидов. Обращений много. Поэтому сейчас возобновлена работа общественной приемной на ул. Генерала Петрова, 16, в помещении Союза промышленников и предпринимателей Севастополя. Здесь мы планируем возобновить школу для предпринимателей и уже заказали бизнес-литературу, пригласили юриста и бухгалтера для проведения консультаций. В декабре предпринимателей будут консультировать сотрудники банка "Финансы и Кредит" по вопросам банковского обслуживания и кредитования для малого и среднего бизнеса. Существенную помощь в моей работе с предпринимателями оказывают президент СППАС В.В. Морозова, председатели районных организаций СППАС — М.И Кузменюк, Н.Н. Гончарова, А.Г. Лобас.

— Спасибо, удачи вам!

Другие статьи этого номера