Налоги со дна морского

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА СОБЕСЕДНИКА:
С.П.Богачевский родился в Винницкой области. Имеет два высших образования — экономическое и юридическое. Долгое время занимал руководящие должности в управлении министерства внутренних дел Украины в г. Севастополе. Предыдущая должность — заместитель главы Государственной налоговой администрации в Автономной Республике Крым. Имеет специальное звание — государственный советник налоговой службы 3-го ранга. С августа 2005 года — заместитель председателя ГНА в г. Севастополе.
— Степан Петрович, в течение двух последних месяцев вы являетесь сопредседателем городской комиссии по содействию в проведении мероприятий по комплексной экологической очистке севастопольских бухт и прибрежной акватории Черного моря. Какая работа проделана за этот период?

— Совместно с Севастопольской городской государственной администрацией мы провели подготовительную работу, определили перечень предприятий, которые имеют реальные возможности по подъему затопленных корпусов судов, кабелей и другого бесхозного имущества. На практике, к сожалению, дело пошло не совсем так, как планировали. Не все фирмы, с которыми были заключены контракты, стали работать честно. Я пока не стану называть эти предприятия, но если они будут продолжать в том же духе, мы примем к ним соответствующие меры, вплоть до расторжения контрактов. В настоящее время есть ряд других предприятий, которые хотят заниматься этой деятельностью. Отмечу, что результаты двух месяцев работы нас не удовлетворяют.

С морского дна поднято, так сказать в официальном порядке, всего 10 тонн кабеля. Уже состоялись первые торги по его реализации. Но и тут есть один нюанс. Затраты по подъему неликвидных кабелей составляют 50-60 процентов от стоимости поднятого имущества, а компенсация данных затрат, согласно постановлению Кабинета министров Украины N 1340 от 25 августа 1998 года, не предусмотрена. В связи с этим дальнейшее выявление, постановка на учет и реализация кабеля со дна Черного моря планируются без проведения подъемных работ. Постановка на учет будет проводиться при получении образца кабеля и акта водолазного обследования с указанием длины кабеля. Оценку кабеля проведет эксперт-оценщик с учетом затрат на его подъем и разделку.

— Куда поступают деньги от реализации бесхозного имущества?

— В бюджет. Отмечу, что в связи с вступлением в силу с 1 января 2004 года нового Гражданского кодекса Украины источником поступлений средств в бюджет в этой сфере осталась только статья 337 (находка). Других законодательных актов, по которым возможно оформление имущества для обращения в доход государства, в настоящее время нет.

— Вы, в частности, курируете вопросы, связанные со взысканием налогового долга. Какова ситуация по городу?

— В соответствии с нормами Закона Украины N 2181 налоговым долгом следует считать налоговое обязательство с учетом штрафных санкций при их наличии, согласованное налогоплательщиком или определенное судом, но не оплаченное в установленный срок, а также пеню, начисленную на сумму такого обязательства. При этом согласование суммы налогового обязательства происходит путем предоставления декларации (самостоятельное согласование, п.5.1 закона) или путем направления налогоплательщику налогового извещения при расчете налогового обязательства контролирующим органом (апелляционное согласование, п.5.2 закона). В случае неуплаты плательщиком суммы согласованного налогового обязательства в установленные сроки такая сумма признается налоговым долгом.

В третьем квартале текущего года наметилась положительная тенденция, направленная на абсолютное сокращение налогового долга за счет выявления и реализации залоговых активов, изъятия наличности, инициирования внеочередных заседаний комитетов кредиторов по предприятиям-банкротам, а также направления ходатайств по разрыву контрактов с руководителями ОАО "Севастопольгаз" и ГП "Крымская помологическая станция". Принятые меры позволили достичь абсолютного снижения налогового долга в июле на 29,3 тыс. грн, а в сентябре — на 276 тыс. грн.

К сожалению, несмотря на предпринятые меры, налоговая задолженность по платежам в сводный бюджет в октябре текущего года увеличилась на 1 млн 252 тыс. грн, или на 2,3 процента, и по состоянию на 1 ноября составляет 54 млн 661,9 тыс. грн. С начала года абсолютный прирост налоговой задолженности достиг 10 млн 44 тыс. грн.

Столь значительный рост в октябре обусловлен неуплатой в установленные сроки налога с владельцев транспортных средств, который был доначислен по итогам акта документальной проверки управления налоговой милиции предприятию "Строительное управление Черноморского флота Российской Федерации" в размере 1,5 млн грн. Указанная сумма обжалуется налогоплательщиком в судебном порядке. По итогам рассмотрения нашей апелляционной жалобы судом было вынесено решение в пользу ГНА в г. Севастополе. Однако в настоящее время судом принята к рассмотрению кассационная жалоба этого предприятия и, кроме того, по ходатайству налогоплательщика вынесено решение о приостановлении взыскания.

Как только мы получили решение суда о рассмотрении апелляционной жалобы, руководители строительного управления ЧФ РФ были заслушаны на заседании рабочей группы ГНА в г. Севастополе, но, к сожалению, прийти к единому мнению в вопросе погашения задолженности не удалось. В известность о возникновении налоговой задолженности по уплате налоговых обязательств поставлен командующий Черноморским флотом РФ. В настоящее время нашими сотрудниками направлено первое налоговое требование, назначено время проведения описи активов для регистрации налогового залога, готовится письмо на имя министра обороны РФ.

— Как обстоят дела по погашению задолженности предприятий жилищно-коммунальной сферы?

— Задолженность 27 субъектов хозяйствования, которые занимаются жилищно-коммунальной деятельностью, составляет 6,5 млн грн, причем основной удельный вес приходится на ОАО "Севастопольгаз". Задолженность по уплате согласованных налоговых обязательств этого предприятия — 6 млн 498,9 тыс. грн. Задолженность нерадивых пользователей газа составляет уже более 23 млн грн. Наиболее крупными дебиторами являются ГП "Севтеплоэнерго" СГС, Севастопольская ТЭЦ и население города. В настоящее время подготовлено и направлено в Министерство финансов Украины 7 реестров протоколов согласования расчетов на общую сумму 1 млн 557,5 тыс. грн. Ситуация существенно осложняется тем, что 1 млн 398,3 тыс. грн (90%) будут перечислены НАК "Нефтегаз Украины" и только 159,2 тыс. грн поступят в счет погашения налогового долга ОАО "Севастопольгаз". В целом ожидаемая сумма снижения налогового долга ОАО "Севастопольгаз" составляет порядка 500 тыс. грн.

— Назовите, пожалуйста, предприятия — самых крупных должников.

— В текущем году этот общий налоговый долг определяется в сумме 54,6 млн грн. Уже несколько лет ведется выяснение отношений в суде с ООО "Сэнд-Маркет-Холдинг" (директор Ю.М. Скуратовский), задолженность которого определяется в размере 26,4 млн грн и составляет 48 процентов от общей суммы налоговой задолженности по региону. Не предпринимают эффективных мер по погашению налоговой задолженности и руководители других предприятий. Среди них "лидирующие" места занимают такие предприятия, как ОАО "Севастопольгаз" (директор А.А. Калиновский) — налоговый долг 6,4 млн грн; ОАО "Севастопольский рыбоконсервный завод" (директор В.В. Бажора) — 1,1 млн грн; ООО "Инжек" (директор И.А. Гунченко) — 900 тыс. грн и другие.

Хочу предостеречь руководителей предприятий-должников, что не следует пренебрегать как городскими, так и государственными интересами. Непонимание или нежелание понимать важность своевременного и в полном объеме выполнения своих налоговых обязательств ставит под удар финансирование социальных программ и содержание бюджетной сферы, а это, прежде всего, выплата пенсий, социальных пособий, заработная плата, содержание детских садов, школ, больниц, учреждений науки и культуры. Кроме того, обеспечение нашего города водой, теплом, электроэнергией, газом напрямую связано с наличием денежных средств в бюджете.

— Ваши прогнозы по налоговой задолженности на 2006 год?

— В 2006 году за счет организации работы с налогоплательщиками по погашению налогового долга в добровольном порядке, для чего будут применяться меры предупредительного характера (налоговые требования, налоговый компромисс и т.д.), планируется добиться абсолютного снижения налоговой задолженности не менее чем на 2 млн 149,6 тыс. грн.

Учитывая тот факт, что применение комплекса мер принудительного взыскания возможно лишь к активной задолженности, которая имеет тенденцию к снижению, а также что процедура банкротства начата в основном в отношении субъектов предпринимательской деятельности, не имеющих каких-либо активов, мобилизация денежных средств в счет сокращения налоговой задолженности в 2006 году в сводный бюджет ожидается в сумме 12 млн 900 тыс. грн.

Другие статьи этого номера