Эльвира Анатольевна и ее ученики

Редкий, поистине уникальный пример: пятьдесят лет на педагогическом поприще! Однако, несмотря на годы, Э.А.Васильченко и сегодня вся в задумках и поисках, по-прежнему молода душой. Эту энергию, уверена Эльвира Анатольевна, ей придают ее ученики. Бывшие и нынешние. Как бы далеко они не находились.
Эльвира Анатольевна показывает удивительную фотографию. Идет служба в знаменитом соборе Петра и Павла в Риме. На возвышении слева — Папа Римский Иоанн II. А в центральной части — фигура солиста, исполняющего псалом.

— Это Игорь Глушков. Такая яркая личность! Он учился у нас в 34-й школе до девятого класса. Занимался и в музыкальной школе. Мама, Августа Григорьевна, отдавала много сил его воспитанию. Уже в пятом классе он проявил себя как очень талантливый мальчик. Хотя тогда он еще не пел, однако великолепно читал, было у него какое-то внутреннее чувство слова. Помню урок в 6-м классе, посвященный "Борису Годунову". Я дала Игорю прочитать монолог Годунова. Он читал так, что учителя по сей день восторгаются. Игорь исполнял ведущие роли в спектаклях школьного театра. Потом он уехал к отцу в Курган, там окончил музыкальное училище по классу вокала.

Однажды на концерте к нему подошли представители Ватикана: "Не хотите ли вы учиться в Италии?" А через полгода пришел вызов и деньги на билет. Вот так почти десять лет назад Игорь Глушков оказался в Риме. Окончил институт сакраментальной музыки при Ватикане, поступил в консерваторию по классу оперного пения, а потом еще на философский факультет университета. Но главное, он поет и в Ватикане, и в самых престижных светских залах, в опере, в капелле, принимает участие в концертах. Он исполняет духовную, классическую музыку, русские романсы, итальянские народные произведения. Вышел диск с его песнями. Игорь перевел на итальянский язык несколько произведений Пушкина и сочинил к ним музыкальное сопровождение.

Эльвира Анатольевна показывает фотографии: вот кардинал представляет Папе учеников — Папа жмет Игорю руку. Вот при огромном стечении народа Игорь поет на площади перед собором Петра и Павла. А у мамы, Августы Григорьевны, масса подобных фотографий.

— Игорь недавно приезжал в Севастополь. Прибежал ко мне. Принес в подарок прекрасную книгу о Вероне, где он сейчас живет. Рассказал, как сложилась его судьба. Он всегда был очень скромным. Сейчас стал таким красивым и элегантным.

Конечно, Эльвира Анатольевна гордится своим учеником. Как гордится многими другими. О своих ребятах она помнит подчас больше, чем они сами, помнит их семьи, родителей, с юмором рассказывает, как выезжали на практику в колхоз или как собирали металлолом. Не меньше, чем уроки литературы, учеников и учительницу объединял школьный театр, в котором они находили себя, ребята — как актеры, Эльвира Анатольевна — как режиссер.

— Вот Саша Черкашин, мальчик из общежития на ул.Н.Островской. По его словам, у него был один путь — в ремесленное училище. А мальчик очень хороший, душевный, талантливый. Он исполнял все ведущие роли в спектаклях.

Ныне Александр Черкашин — артист санкт-петербургского театра "Суббота". Вот что писал он своей учительнице, уже когда стал студентом Ленинградского института театра, музыки и кино: "Однажды по телефону, когда я все подвергал сомнениям и не знал, как жить дальше, вы тихо сказали: "Просто приходи 1 сентября в школу. А там посмотрим". Я оказался в 9-м классе и во многом благодаря вам окончил школу с хорошим аттестатом. А потом Ленинград, первый курс и немыслимый случай — стипендия из школы (стипендию Саше собирали сами учителя, и в первую очередь Эльвира Анатольевна — Е.Ю.). Я благодарен Вселенной, что она заботилась обо мне через ваше сердце и душу и продолжает это делать поныне. Мой путь к жизни, к ее принятию и радости лежал через ваши руки — я припадаю к ним и благодарю вас. Вы навсегда останетесь моим Учителем во всех высоких смыслах этого слова".

Вот так мальчик из рабочего общежития стал питерским актером. И другой ее ученик, талантливый мальчик Валерий Пашковский — артист Театра на Большой Морской, ныне живет и работает в Белгороде. Мастер сцены. Народный артист России Игорь Дмитриев приглашал его в северную столицу: "Не вижу тебя нигде, кроме петербургской сцены". А еще один ученик Эльвиры Анатольевны стал драматургом — это Игорь Маркевич, автор многих пьес, поставленных на севастопольской сцене.

Пятьдесят лет назад Эльвира Анатольевна Васильченко впервые переступила порог севастопольской школы N 4. Ей, выпускнице филологического факультета Ленинградского университета, прочили аспирантуру и перспективную научную работу. Но она выбрала школу.

Ее первые ученики, теперь представители различных специальностей, известные в городе специалисты Лидия Котельникова, Елена Куропаткина, Алла Красильникова, Людмила Пахомова в письме к нам в редакцию пишут: "Все были едины во мнении, что мир прекрасного нам открыла Эльвира Анатольевна. Не каждому дано так любить и понимать ребят. Человек она удивительно ответственный и влюбленный в литературу. Вспоминаем, какие у нас были диспуты о Блоке, Маяковском, Пастернаке. Эльвира Анатольевна открывала нам имена писателей и поэтов, которых в те годы еще не было в школьной программе, вместе с ней мы познавали прозу В.Набокова и поэзию серебряного века. А какие были школьные спектакли!"

С первых дней своей работы (после школы N 4 была школа N 3, а с 1976 года — N 34) Эльвира Анатольевна искала новые пути преподавания литературы. Однако новизна многих школьных программ сводилась к замене одних произведений другими. По сути, это был все тот же калейдоскоп имен, эпох.

— К счастью, судьба свела нас с коллективом московских филологов и педагогов под руководством доктора филологических наук, ныне профессора РГГУ (Москва) Н.Д.Тамарченко. Разработанная ими программа "Литературное образование" принципиально отличалась от всех предыдущих. Школа N 34 стала экспериментальной площадкой и с 1992 г. школьные преподаватели М.Н.Кулагина, Т.Я.Быц, Т.В.Жебелева и я работали в тесном контакте с авторским коллективом. Начиная с 5-го класса, дети сочиняли романы-путешествия, исторические, фантастические и детективные повести, создавали карты путешествий героев, иллюстрировали прочитанное. К сожалению, нынешняя ситуация — всего два урока русской литературы в неделю! — не позволяет работать так, чтобы ученики выносили из школы хороший литературный вкус и глубокое знание предмета.

Все годы работы Э.А.Васильченко училась сама и много отдавала не только детям, но и коллегам. Более 35 лет она читала лекции на городских курсах повышения квалификации учителей литературы. Она уверена в том, что изучение литературы не ограничивается школьными уроками. Вот почему она всегда организовывала театральные коллективы, вместе с ней ребята писали сценарии и с удовольствием играли на сцене.

Так появлялись на школьных вечерах спектакли "Баня", "Клоп" В.Маяковского, "Ревизор", "Женитьба", "Мертвые души" (в отрывках) Н.В.Гоголя, "Зойкина квартира" М.Булгакова, "Двенадцать стульев" И. Ильфа и Е. Петрова, "Эвменида" Эсхила, "Дон-Жуан" Мольера, "Три мушкетера" А.Дюма, "Бегущая по волнам" и "Алые паруса" А.Грина. И вот последние работы: А.П. Чехов "Хирургия", "Дочь Альбиона", "Предложение", а также "Про Федота-стрельца, удалого молодца" Л.Филатова, инсценировки по повести Д.Толкиена "Хоббит" и рассказу Тэффи "Переоценка ценностей".

— Театр мне всегда помогал сплотить ребят, организовать их на хорошее дело. Я не претендую на роль режиссера, просто люблю театр и знаю его неплохо, конечно, читаю специальную литературу, учусь. Для меня главное — хорошая литературная основа. Хочу воспитать человека, увлеченного театром и литературой, — говорит Эльвира Анатольевна.

И она воспитывает. А ее ученики через всю жизнь проносят эту душевную увлеченность, страсть к книге и сцене и любовь к своему учителю.

Другие статьи этого номера