Морской индустрии Украины — быть и развиваться!

Понятие «морская индустрия» очень емкое. Оно включает в себя морской транспорт, рыболовство, ВМФ и охрану морских границ, аварийно-спасательные службы, подводную геологию и добычу полезных ископаемых, а также такие пока экзотические виды деятельности, как морское фермерство — выращивание моллюсков, водорослей и разведение рыб, энергетику на приливных водах и прочее. К этому еще нужно добавить инфраструктуру: порты, терминалы, магистрали, службы безопасности навигации и связи, сервис, судоремонтные и судостроительные предприятия и т.п. Есть еще смежные индустрии, без которых не обойтись морской: металлургия, машиностроение, приборостроение, электротехническая и химическая отрасли промышленности, все виды транспорта и т.д. А как без научно-технического и кадрового обеспечения — обучения и подготовки специалистов для всех видов деятельности морской индустрии, проектно-конструкторских и научно-исследовательских работ? И главная составляющая — деньги, т.е. банки, страховые и лизинговые компании.
Посмотрим, есть ли морская индустрия у нас в Украине? Вроде как есть, а вроде как и нет. Вот самый значительный ее сегмент — морской транспорт. Вернее — грузопотоки. Да, Украина отправляет морем значительные грузы через свои порты, среди которого 60% — отечественные, 30% — транзит из России, 10% — из Средней Азии. То есть порты и их инфраструктура более-менее загружены. Но собственный транспортный флот в Украине представлен ныне весьма слабо, мягко говоря. Крупнейшее Черноморское пароходство приказало долго жить, растеряв весь тоннаж транспортных и пассажирских судов и распавшись на ряд мелких судоходных компаний.

Выходит, этот сегмент морской индустрии мы потеряли. А вместе с ним — все отчисления в казну, рабочие места и т.д. Конечно, кое-кому повезло из числа лучших специалистов, востребованных за рубежом, но по оплате их труд — на уровне моряков из Филиппин, Малайзии и пр. Почти утрачен и наш некогда мощнейший рыбопромысловый флот, океанический и прибрежный. Военно-морской флот — особый разговор.

Теперь судостроение. Огромная отрасль, доставшаяся Украине в наследство от Союза, оказалась невостребованна на 99,9%. Может, чуть поменьше. Пока был наработан определенный опыт конкурентной борьбы на мировом рынке, оказались утерянными многие позиции по мощностям, возможностям, кадрам, технологиям. Пока еще не все потеряно в судоремонте. Часть мощностей задействована. Но отвоевывать утерянные позиции будет нелегко.

К сожалению, сложившаяся система международного разделения труда отводит Украине роль только изготовления корпусов судов, что является само по себе самой трудоемкой частью всего процесса и самой дешевой частью в структуре ценообразования продукции судостроения. Складывается мнение, что отведенная Украине роль в Евросообществе заключается в том, чтобы служить источником дешевой рабочей силы, т.к. наше государство ничего не имеет от выезда за границу специалистов, на обучение и подготовку которых когда-то были затрачены немалые средства. Остаются, правда, еще вузы и ПТУ, готовящие кадры, а также НИИ и КБ, занимающиеся новыми разработками для всех отраслей морской индустрии. Они пока есть, но едва сводят концы с концами, постоянно теряя позиции и возможности. Так что же делать? Опять только: "Спасение утопающих — дело рук самих утопающих"!

Пришло осознание у руководителей всех видов предприятий и организаций морской индустрии Украины всех форм собственности, что пора объединить усилия и выработать общую стратегию выхода из сложившегося положения. В результате они создали Всеукраинское объединение организаций работодателей морской индустрии Украины. 12 ноября этого года в Николаеве состоялся учредительный съезд представителей из Крыма, Одесской, Херсонской, Донецкой областей, Киева и Севастополя. Было принято решение о разработке концепции развития морской индустрии. В основе ее ничего особенно нового. Все это уже применено и действует в разных странах.

Например, такой зарубежный опыт: правительство и законодательные органы выделяют квоту на перевозку грузов отечественным грузоперевозчикам до 50%. То есть значительную долю рынка в области грузоперевозок отдают "своим" почти даром. Остается "раскрыть пошире рот" и пытаться освоить этот кусок рынка вначале за счет аренды недостающего тоннажа транспортных средств, затем по мере накопления средств от поступающей прибыли или с помощью кредитов — за счет строительства новых судов. Отсюда — заказы для отечественных заводов, оживление смежников, нужда в кадрах, привлечение инвесторов.

Если применить и у нас такую схему, думается, морская индустрия придет в движение и получит импульс для развития. Причем без набивших оскомину налоговых льгот и СЭЗ. Только нужно от государства добиться квоты. Это возможно, но для этого нужна влиятельная сила — организация. И вот она создана. Конечно, концепцию развития морской индустрии можно еще дополнить многими перспективными направлениями и мероприятиями. Поэтому разговор продолжается. Мы ждем предложений.

Пока отечественные порты и грузоперевозчики заняли в отношении нашего объединения выжидательную позицию, хотя именно им перепадут первые "сливки" в виде возможностей от реализации концепции. Надеемся, они вовремя сориентируются и примут правильное решение. Так что еще не все потеряно. Мы можем строить корабли по последнему слову науки и техники. И дадим работу всем: судостроению и судоремонту, машиностроению и приборостроению, НИИ и КБ, учебным заведениям и просто множеству людей в приморских и других городах Украины. Нужно осознать свои интересы и добиваться их реализации от правительства и от законодателей. И без оглядки на интересы Европы. Пусть с нами считаются. Тогда и уважать будут. А для этого не нужна огромная мощь и сила.

Другие статьи этого номера