Маска, которую знают

В киевском Музее одной улицы открылась выставка, на которой демонстрируется 41 гипсовый слепок лиц выдающихся людей XVIII-XX веков.
Посмертные маски царя Николая l, Николая Лескова, Бориса Пастернака, Анны Ахматовой, Юрия Олеши, Ярослава Галана, Остапа Вишни, Андрея Сахарова, Григория Котовского и других известных людей прошлого представлены в киевском Музее одной улицы, сообщают «Факты». На открытие выставки из Москвы приехал Антон Меркуров — правнук знаменитого скульптора Сергея Меркурова, которому довелось снять посмертные маски с очень многих знаменитостей, умерших в первой половине XX века, в том числе со Льва Толстого, Ленина, Валерия Брюсова. Для выполнения этой работы скульптора могли разбудить даже среди ночи, ведь гипсовый слепок нужно сделать в первые три-четыре часа после смерти, пока не затвердели мышцы лица покойного.
— Сохранилось любопытное предание о недоразумении, произошедшем с моим прадедом, когда он снимал посмертную маску с вождя мирового пролетариата, — рассказал Антон Меркуров. Скульптором он не стал, избрав профессию фотохудожника. — Прикоснувшись к лицу Ленина, прадед почувствовал, что у того якобы дернулись мышцы лица. Представляете, какое потрясение он тогда пережил! Пришлось вмешаться врачу, констатировавшему смерть Ильича. Доктор сообразил, в чем дело: Сергей Меркуров был так взволнован, что принял удары своего учащенного пульса за реакцию лицевых мышц покойного. Кстати, дачу в Измайлово (ныне это территория Москвы), которой пользовался прадед, подарил ему Ленин. После смерти Сергея Меркурова дачу вернули в госсобственность, многие его работы, в том числе посмертные маски, были переданы музеям. Я привез в Киев письма прадеда с пометками, сделанными Сталиным. Они были знакомы. Существует легенда о том, как Меркуров попал в немилость к Сталину. Прадед был известным всей Москве выдумщиком и балагуром. Однажды он якобы отправил в Кремль скульптуру — проект прижизненного памятника вождю. Шутка заключалась в том, что к этой вещи была прикреплена бумажка с ценой. Сталин вернул скульптуру Меркурову с запиской: "Не могу позволить себе столь дорогую покупку".

— В своих мемуарах знаменитый писатель Корней Чуковский воспроизвел забавную историю, возможно, не во всем правдивую, которую рассказал ему Меркуров, — вступает в разговор директор Музея одной улицы Дмитрий Шленский. — Скульптор вместе с художником Герасимовым создавал бюст монгольского диктатора Чойбалсана. Когда работа была выполнена, Чойбалсан поинтересовался, сколько он должен мастерам. Герасимов назвал какую-то сумму, а Меркуров сделал широкий жест: мол, платить не нужно, это подарок. На следующий день Меркурову доставили презент от Чойбалсана — грузовик деликатесных продуктов. Времена были голодные, так что такая плата оказалась дороже денег.

За маской диссидента академика Андрея Сахарова мы ездили в Москву, к скульптору Даниэлю Митлянскому. Он рассказал, что о смерти Сахарова узнал от его жены Елены Боннер. Рано утром она позвонила скульптору, сообщила, что Андрей Дмитриевич скончался, и попросила снять посмертную маску. Тело академика находилось в больничном морге, там уже дежурили сотрудники КГБ. Снимать посмертную маску они разрешили. Митлянского поразило, какая убогая была на Сахарове одежда — старенькое белье, дешевые носки…

По словам Дмитрия Шленского, в коллекции Музея одной улицы около 100 посмертных масок знаменитых людей. Многие из них получены из музеев Украины, России и Западной Европы. Дело в том, что гипсовые слепки лиц можно тиражировать. За рубежом качественная копия посмертной маски стоит около 100 долларов, а за самые дорогие слепки просят 200-250. Больше всего ценится первая копия маски — на ней лучше всего видны мельчайшие детали лица усопшего. Со слепка, снятого непосредственно с лица, делают форму, в которой отливают первую и последующие гипсовые копии.

— Нынешняя выставка посмертных масок уже третья по счету и, надеюсь, не последняя, — добавляет Дмитрий Шленский. — Сейчас мы ведем переговоры с музеями Европы, чтобы пополнить коллекцию масками маршала Маннергейма, Ницше, Шуберта, Моцарта…

Другие статьи этого номера