Как в других сферах экономики, так и в общественном транспорте настоящим бичом являются нелегалы. По данным Минтранссвязи, до 30% общественных перевозок находятся сейчас в «теневом» секторе.
Не обошли стороной нелегалы и наш Севастополь. Как нам сообщили в управлении транспорта и связи, на маршруте N 95 работают два транспортных средства гр. И.Г. Карамянц, а на N 10 — две машины гр. С.П. Григоренко. Данные перевозчики не имеют законных оснований для работы на этих маршрутах, хотя у них есть лицензии на пассажирские перевозки. Для получения права обслуживать пассажиров необходимо пройти конкурсный отбор и после определения победителей в их числе получить разрешение на перевозки от заказчика. Таких документов у названных перевозчиков нет.
Не участвовала в конкурсе и не побеждала в тендере целая туристическая организация на Северной стороне. Завершив сезон, эта организация, не мудрствуя лукаво, поставила на действующие маршруты Северной стороны не прошедшие конкурс микроавтобусы. Сегодня они курсируют в Качу, Голландию, Мекензиевы Горы. Микроавтобусы, игнорируя дорожные знаки, забирают прямо с катера людей, не дошедших до установленных властями штатных остановок. Добросовестные же перевозчики в это время стоят на остановках в ожидании тех самых пассажиров.
Площадь Захарова — большой транспортный узел. Здесь работают автобусы обычного режима работы, легковые и маршрутные такси. Нарушение хотя бы в одном сегменте перевозок ведет к дестабилизации всего транспортного комплекса. Особую опасность создают нелегальные перевозчики, работающие на маршрутах без лицензий, разрешений местных органов власти, паспортного маршрута и расписания движения. Нелегалы грубо нарушают требования действующих нормативно-правовых актов в сфере безопасности перевозок пассажиров. В большинстве своем их авто не проходят технический контроль, а водители — медэкспертизу. Как следствие, количество ДТП по их вине в несколько раз превышает уровень аварийности на лицензированном автотранспорте.
Обо всем этом, о необходимости создавать условия для нормальной конкуренции на рынке пассажироперевозок говорилось на совещании у зампредседателя СГГА В.А. Дзюбы. В разговоре приняли участие сотрудники управления транспорта и связи, руководители автотранспортной инспекции в Севастополе, автомобильно-транспортной ассоциации, городской профорганизации работников транспорта, Нахимовской РГА и многих автопредприятий, пострадавших от произвола "леваков". В результате принято решение рекомендовать ГАИ и автотранспортной инспекции навести порядок в сфере пассажирских перевозкок и всячески пресекать действия нелегальных перевозчиков.
Определенные надежды в этом деле возлагаются и на автотранспортную инспекцию, прежде всего в части наведения порядка на рынке перевозок. Представители выигравших конкурс АТП и раньше надеялись, что специалисты этой новой инспекционной структуры будут бороться с "грачами", разрушающими экономические основы легального бизнеса на дорогах, и остановят нелегалов. Но вместо этого автотранспортная инспекция пошла по пути наименьшего сопротивления: начались проверки выполнения лицензионных условий перевозчиками, уже получившили соответствующий документ, то есть по принципу: "Бей своих, чтоб чужие боялись". Поэтому совещание рекомендовало автотранспортной инспекции выполнить решение Минтранссвязи и создать в Севастополе оперативную группу при территориальном управлении с участием представителей всех заинтересованных органов. Такая мобильная группа должна не реже 1-2 раз в неделю осуществлять рейды на маршрутах для выявления нелегальных перевозчиков.
Был поднят вопрос и о работе маршруток в ночное время. Управлению транспорта и связи рекомендовано провести по этому поводу отдельное заседание совета директоров, а также запросить ЧП "Укравтотрансниипроект" о законности регистрации в МРЭО ГАИ переоборудованных микроавтобусов под легковые такси.
Подводя итоги совещания, В.А.Дзюба потребовал привести в строгое соответствие с законодательством организацию пассажирских перевозок на автомобильном транспорте общего пользования.