Абсурдные налоги от абсурдной зарплаты…

…платят в городской бюджет порядка полутора тысяч севастопольских предприятий.
В большинстве своем это частные предприятия, руководители которых официально начисляют работникам минимальную заработную плату, установленную законодательством, то есть 332 гривны, а порой и того меньше. Скажите, как в наше время можно прожить на такие деньги? И не просто прожить, а заплатить за коммунальные услуги, товары первой необходимости, медицинское обслуживание, обучение детей. Ответ из области фантастики.
Впрочем, не будем лукавить и признаем, что весьма скудные три сотни, как правило, остаются лишь в раздаточной ведомости, а остальная энная сумма в голубом конверте перекочевывает в карман работника. Выходит, что не все так плохо? Для предпринимателя — да (меньше платит налогов); для работника — и да и нет (с одной стороны, душу греет "наличка" в конверте, а с другой — все социальные отчисления производятся исходя из реальной заработной платы, начисляемой работнику, то есть он становится абсолютно незащищенным в ближайшем будущем); для местного бюджета — нет (уменьшается размер фактических поступлений налога с доходов физических лиц).

В данном случае уместно отметить, что в соответствии со статьей 65 Бюджетного кодекса Украины в доход бюджета Севастополя зачисляется 100 процентов общего объема налога с доходов граждан (подоходного налога), который взимается на его территории. При этом средства, поступающие в городской бюджет от перечисления предприятиями налога, удержанного при выплате заработной платы, служат основным источником покрытия расходов. Прежде всего расходов на образование, на охрану здоровья, социальное обеспечение, программу поддержки строительства (ремонта) жилья гражданам некоторых категорий, льготы нуждающимся (в том числе на покрытие расходов, связанных с оплатой жилищно-коммунальных услуг, компенсацию льготного проезда и т.д.). Другими словами, для города (доходной части городского бюджета) вопрос легализации заработной платы без преувеличения имеет первостепенное значение. И от того, как данный процесс будет проходить, какое он найдет понимание, зависят функционирование городской инфраструктуры, выплата заработной платы бюджетникам, реализация программ развития города, подача тепла в наши дома, бесперебойное обеспечение газом и электроэнергией.

Заметим, что субъектам предпринимательской деятельности город идет навстречу: выдает разрешения на размещение объектов торговли, выделяет земли для строительства и прочее. А зачастую отдачи со стороны субъектов предпринимательства нет. Это наводит на мысль: нужно ли городу такое сотрудничество? Предприятия-минимизаторы продолжают выплачивать по ведомостям мизерные заработные платы работникам и тем самым уклоняются от уплаты налогов.

Как сообщил начальник отдела налогообложения физических лиц ГНА в г.Севастополе Андрей Хабаров, в рамках программы легализации заработной платы налоговой службой в 2005 году проведено 845 встреч с руководителями предприятий, организаций и предпринимателями-работодателями, которые минимизируют заработную плату и выплачивают ее наемным работникам на уровне минимального размера. Этим лицам были доведены требования законодательства об оплате труда, и достигнута договоренность об увеличении размеров заработной платы до уровня прожиточного минимума или средней по городу. Наладилось взаимопонимание с 64 процентами работодателей. Проводимая работа дает положительные результаты. Так, в третьем квартале, по сравнению со вторым, при увеличении минимальной заработной платы в среднем на 11% ежемесячные поступления от данной категории плательщиков увеличились на 40,8 тыс. грн, или на 22%. Средняя сумма уплаченного налога одним предприятием возросла на 21%. При этом дополнительно легализовано 555 рабочих мест.

По данным специалистов отдела налогообложения физических лиц ГНА в г. Севастополе, некоторые предприятия, наращивающие объемы производства, открывая новые торговые точки, продолжают выплачивать заработную плату ниже минимальной, установленной законодательством. Налоговая служба проводит с ними работу: вызывает на комиссии, ведет индивидуальные беседы, ориентирует руководителей предприятий выплачивать зарплату не ниже среднегородского уровня или средней по отрасли и тем самым увеличивать поступления налога в бюджет, которые так важны для города. К сожалению, руководители отдельных предприятий не изменяют своих позиций в этом вопросе. Среди них можно назвать ЧП "Союз-Торг", ООО "Си стар", ООО "Черноморрыбпром", ООО "Крымсплав", ЧП "Агиса", ЧП "Алакоз" и другие.

Учитывая этот факт, контроль в части соблюдения законодательства по заработной плате поднимается на более высокий уровень. Вся информация об установленных нарушениях направляется для реагирования в соответствующие инстанции: горгосадминистрацию, прокуратуру, государственную инспекцию по труду. К недобросовестным субъектам хозяйствования применяются адекватные меры. То есть набор фискальных инструментов, находящийся в распоряжении контролирующих органов, используется по максимуму, получаемые сведения о любых нарушениях подвергаются тщательной проверке и отработке.

В последнее время тема легализации заработной платы поднимается самими гражданами. Выступления работников контролирующих органов находят понимание и вызывают общественный резонанс. Только объединяя и направляя совместные усилия как граждан, так и соответствующих служб, в том числе и налоговых, будут достигнуты положительные результаты в росте благосостояния каждого человека и города в целом.

Стоит затронуть еще один актуальный вопрос — задолженность по выплате заработной платы. Налоговая служба принимает участие в заседаниях рабочих групп при городской и районных госадминистрациях по координации взаимодействия по обеспечению налоговых поступлений, погашению задолженности по зарплате. На заседаниях рассматриваются и согласовываются графики погашения задолженности, намечаются мероприятия по ее снижению, направленные на добровольное погашение долга с обязательным перечислением в бюджет налога с доходов физических лиц.

Согласно данным Севастопольской городской госадминистрации, задолженность по выплате заработной платы составляет 7761,8 тыс. грн. Наиболее крупными должниками являются: Севастопольский рыбоконсервный завод — 1291,8 тыс.грн, ОАО "Севастопольгаз" — 934 тыс. грн, ГП "Севтеплоэнерго" — 803 тыс. грн, СПЗ "Парус" — 709,3 тыс. грн, ГП "КБ радиосвязи" — 676,4 тыс. грн. Налоговая служба направляет материалы указанных субъектов хозяйствования в государственную инспекцию по труду и в прокуратуру города для принятия соответствующих мер. И все же положительные результаты имеются. В текущем году погашена задолженность по заработной плате на сумму 11 млн 520 тыс. грн. При погашении задолженности было обеспечено поступление в бюджет налога с доходов физических лиц в сумме 1 млн 411 тыс. грн.

Предпосылки по выходу из "тени" фактической заработной платы также имеются, причем обусловленные и общегосударственными, городскими программами, и ростом понимания сложившейся ситуации непосредственно руководителями предприятий и их работниками.

Другие статьи этого номера